![]() | Остановочный пункт Набокино (закр.)(Белгородская область) | ![]() |
|
Название | Набокино |
---|---|
Регион | Белгородская область |
Год открытия | 1922 |
Код ЕСР | 595147 |
Статус | Остановочный пункт (закрытый) |
Принадлежность | – |
до 10.1989 | Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 1959 года | Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги |
до 1953 года | Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги |
до 1946 года | Московско-Донбасская железная дорога |
до 01.12.1934 | Юго-Восточные железные дороги |
Участок | Касторная-Новая – Старый Оскол (602км 6пк) |
Перегон | Роговое – Старый Оскол (2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ). |
Часть 1. Современное состояние
Описание составлено 12.01.2020 по фотографиям от 10.10.2019 и спутниковому снимку от 05.09.2019.
Остановочный пункт Набокино располагался в километре к западу от посёлка Набокино Старооскольского района Белгородской области в сотне метров от путепровода над автомобильной дорогой, ведущей в этот посёлок, на 602-м километре 2-путного ныне электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Роговое – Старый Оскол (участок Касторная-Новая – Старый Оскол).
В настоящее время никаких следов на местности от остановочного пункта не сохранилось, пригородные поезда здесь не останавливаются. Тем не менее, остановочный пункт Набокино продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».
![]() |
![]() |
Путепровод на 602-м километре. Вид с юго-востока. [1] 10.10.2019 | Путепровод на 602-м километре. Вид с северо-запада. [1] 10.10.2019 |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
![]() |
![]() |
![]() |
Район рзд. Набокино. карта масштаба 1:100 000 на конец 1930-х годов | Район станции Роговое. карта масштаба 1:100 000 на 1982 год | Район о.п. Набокино. карта масштаба 1:50 000 на конец 1990-х гг. |
---|
Считается, что раздельный пункт Набокино был открыт в 1932 году[3], однако ещё в Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1922-23 гг.) Набокино было указано в составе Юго-Восточных железных дорог (без привязки к расстоянию от крупных узлов). По видимому, Набокино представляло собой разъезд на 1-путном участке.
В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1925-1930 гг. Набокино не упомянуто, за 1932-1936 гг. – указано без привязки к расстоянию от крупных узлов.
В 1934 году для обеспечения движения тяжеловесных поездов с паровозами ФД участок Касторное – Старый Оскол подвергся глубокой реконструкции: на балласт из щебня были уложены новые тяжёлые рельсы с усиленной эпюрой шпал (1600 на километр), на перегонах построен второй путь, улучшена система водоснабжения. По-видимому, вскоре после укладки на участке второго пути разъезд Набокино был преобразован в станцию.
01.12.1934 Набокино вошло в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.
В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Набокино указано на расстоянии 179 километров от Ельца. На топографических картах того времени раздельный пункт обозначен под наименованием Набокин.
На схеме 1943 года[4] Набокино указано как платформа (данный факт требует уточнения).
В 1946 году станция Набокино вошла в состав Елецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.
В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.
В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 путём объединения Московско-Рязанской, Московско-Окружной и Московско-Курско-Донбасской железных дорог была образована Юго-Восточная железная дорога.
В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Набокино Елецкого отделения отнесена к 5-му классу.
Можно предположить, что в начале 1960-х годов станция Набокино была разобрана и преобразована в остановочный пункт, поскольку на схемах с 1962 года[6] указывается о.п. Набокино.
По-видимому, в конце 1980-х или в начале 1990-х годов о.п. Набокино был закрыт, передав своё название соседнему остановочному пункту 604 км.
На поздних топографических картах в месте прежнего нахождения остановочного пункта Набокино отмечены развалины.
Наличие раздельного/остановочного пункта Набокино на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного (остановочного) пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||||
Москвы | Касторной | Касторной-Новой | Старого Оскола | Валуек | |||
1936 [7] | Набокино | Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги | – | – | 57 | – | 154 |
1940 [8] | Набокино | 4-е Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги | – | 63 | – | – | 154 |
1943 [4] | Пл. Набокино | Московско-Донбасская железная дорога | 589 | – | – | – | – |
1944 [9] | Набокино | Московско-Донбасская железная дорога | – | 63 | – | 8 | – |
1945 [10] | |||||||
1948 [11] | Набокино | Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги | |||||
1952 [12] | |||||||
1955 [13] | Набокино | Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги | |||||
1962 [6] | о.п. Набокино | Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги | – | – | 57 | 8 | – |
1968 [14] | |||||||
1975 [15] | |||||||
1990 [16] | Набокино | Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги | |||||
1999 [17] | |||||||
2005 [18] |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62101)[3]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[4] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[5] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.
[6] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |