государственный флаг России

Остановочный пункт Майсюкова Будка

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Майсюкова Будка
Прежние названия 604 км, Набокино, 592 км
Регион Белгородская область
Год открытия 1961
Код ЕСР 438533
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
Участок Касторная-Новая – Старый Оскол (604км 8пк)
Перегон Роговое – Старый Оскол
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание по состоянию на 29.04.2025.

Остановочный пункт Майсюкова Будка расположен в двух километрах к востоку-северо-востоку от села Каплино Старооскольского района Белгородской области на 604-м километре 2-путного электрифицированного переменным током напряжением 25 кВ перегона Роговое – Старый Оскол (участок Касторная-Новая – Старый Оскол).

По обеим сторонам железнодорожного полотна с небольшим продольным смещением по направлению движения находятся низкие пассажирские платформы длиной около 30 метров, выполненные из железобетонных плит. Каждая платформа оборудована металлическим перильным ограждением и скамейками. С обеих сторон от железной дороги установлены небольшие остановочные павильоны.

Справа от железной дороги по направлению на Старый Оскол находится мачта радиосвязи и музейно-мемориальный комплекс «Майсюкова будка», посвящённый подвигу семнадцати советских бронебойщиков, которые 31.01.1943 приняли в этом месте неравный бой с колонной германско-венгерских войск.

О.п. Майсюкова Будка освещается двумя светильниками, установленными на железобетонном столбе справа от железной дороги по направлению на Касторную-Новую.

Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Роговое. 29.04.2025. Остановочный пункт 604 км. Памятник путевому обходчику. 29.04.2025.
Вид в сторону ст. Роговое.
29.04.2025 [1]
Памятник путевому обходчику.
29.04.2025 [1]
Остановочный пункт 604 км. Платформа по направлению на Старый Оскол. 29.04.2025. Остановочный пункт 604 км. Платформа по направлению на Старый Оскол. 29.04.2025.
Платформа по направлению на Старый Оскол.
29.04.2025 [1]
Платформа по направлению на Старый Оскол.
29.04.2025 [1]
Остановочный пункт 604 км. Павильон на платформе по направлению на Касторную-Новую. 29.04.2025. Остановочный пункт 604 км. Табличка на платформе по направлению на Касторную-Новую. 29.04.2025.
Павильон
на платформе по направлению на ст. Касторная-Новая.
29.04.2025 [1]
Табличка на платформе
по направлению на ст. Касторная-Новая.
29.04.2025 [1]
Остановочный пункт 604 км. Музейно-мемориальный комплекс «Майсюкова будка». 29.04.2025.
Музейно-мемориальный комплекс «Майсюкова будка».
29.04.2025 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Станция Старый Оскол на трёхверстовой карте 1919 года. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе Набокино. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе Набокино.
Район станции Старый Оскол.
трёхверстовая карта, изданная в 1919 году
Район рзд. Набокино.
карта масштаба 1:100 000 на конец 1930-х годов
Район о.п. Набокино.
карта масштаба 1:50 000 на конец 1990-х гг.
Участок Касторная-Новая - Старый Оскол. Казарма на 592-м километре. Довоенное фото (на дату снимка - 592-й километр).
Железнодорожная казарма на 604-м километре.
довоенное фото (на дату снимка – 592-й километр)

Год открытия остановочного пункта Майсюкова Будка неизвестен. На трёхверстовой карте, изданной в 1919 году, в данной точке обозначена железнодорожная казарма, а на предвоенной топографической карте – железнодорожная будка. По фамилии путевого обходчика Майсюка Самуила Фомича, проживавшего здесь в начале XX века, будка в народе именовалась Майсюковой. 31.01.1943 в этом месте 17 советских бронебойщиков приняли неравный бой с германско-венгерской колонной, прорывавшейся в Старый Оскол.

Впервые остановочный пункт фигурирует под названием о.п. 592 км в составе Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги на схеме 1962 года[3].

В дальнейшем, в связи с изменением отсчёта километража на участке Касторная-Новая – Старый Оскол, остановочный пункт поменял своё наименование на пл. 604 км.

03.08.1968 работниками Старооскольской дистанции пути около платформы был установлен памятник тринадцати воинам-бронебойщикам, павшим в бою 31.01.1943.

Остановочный пункт не обозначен на топографической карте 1982 года. Начиная с 1990 года[4], он также перестаёт отображаться в официальных схемах МПС, однако присутствует в служебном расписании пригородных поездов Южной железной дороги с 02.06.1991 под наименованием о.п. 604 км.

На более поздних топографических картах указан под названием Набокино. Возможно, что данное наименование было унаследовано от закрытого к этому времени соседнего о.п. Набокино, что нуждается в уточнении.

В 1998 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ.

Платформы остановочного пункта наблюдаются на всех доступных автору сайта спутниковых снимках, начиная с фотографии от 03.12.2003.

В служебном расписании пригородных поездов 2007-2008 гг. местоположение о.п. 604 км – 604,7 км.

01.07.2010 участки Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги вошли в состав Белгородского региона ЮВЖД.

В 2016 году в рамках мероприятий, проводимых под девизом «Год пассажира», c обеих сторон от железнодорожного полотна были установлены погодные модули (навесы для укрытия пассажиров от атмосферных осадков): по направлению на Касторную-Новую – вплотную к пассажирской платформе, по направлению на Старый Оскол – ниже уровня железной дороги рядом со сквером памяти.

Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Роговое. 31.03.2017. Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Старый Оскол. 31.03.2017.
Вид в сторону ст. Роговое.
31.03.2017 [1]
Вид в сторону ст. Старый Оскол.
31.03.2017 [1]
Остановочный пункт 604 км. Железнодорожная будка и радиомачта. 31.03.2017. Остановочный пункт 604 км. Железнодорожная будка. 31.03.2017.
Железнодорожная будка и мачта радиосвязи.
31.03.2017 [1]
Железнодорожная будка.
31.03.2017 [1]
Остановочный пункт 604 км. Развалины железнодорожной казармы. 31.03.2017. Остановочный пункт 604 км. Погодный модуль по направлению на Старый Оскол. 31.03.2017.
Развалины железнодорожной казармы.
31.03.2017 [1]
Погодный модуль по направлению на ст. Старый Оскол.
31.03.2017 [1]
Остановочный пункт 604 км. Мемориал семнадцати бронебойщикам. 31.03.2017. Остановочный пункт 604 км. Платформа по направлению на Касторную-Новую. 17.05.2020.
Мемориальный сквер, сооружённый
в память о подвиге семнадцати бронебойщиков.
31.03.2017 [1]
Платформа по направлению на Касторная-Новая.
17.05.2020 [1]
Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Старый Оскол. 17.05.2020. Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Роговое. 17.05.2020.
Вид в сторону ст. Старый Оскол.
17.05.2020 [1]
Вид в сторону ст. Роговое.
17.05.2020 [1]
Остановочный пункт 604 км. Развалины железнодорожной казармы. 17.05.2020. Остановочный пункт 604 км. Железнодорожная будка и мачта радиосвязи. 17.05.2020.
Развалины железнодорожной казармы.
17.05.2020 [1]
Железнодорожная будка и мачта радиосвязи.
17.05.2020 [1]

К 2023 году погодные модули заменены на новые пассажирские павильоны, а здание железнодорожной будки справа от железной дороги по направлению на Старый Оскол – полностью разрушено. В этом же году пассажирские платформы были капитально отремонтированы с заменой железобетонных плит и установкой металлического перильного ограждения, скамеек и табличек.

Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Старый Оскол. 24.04.2023. Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Роговое. 24.04.2023.
Вид в сторону ст. Старый Оскол.
24.04.2023 [1]
Вид в сторону ст. Роговое.
24.04.2023 [1]
Остановочный пункт 604 км. Павильон по направлению на Старый Оскол. 24.04.2023. Остановочный пункт 604 км. Развалины железнодорожной казармы. 24.04.2023.
Павильон по направлению на ст. Старый Оскол.
24.04.2023 [1]
Развалины железнодорожной казармы.
24.04.2023 [1]
Остановочный пункт 604 км. Мачта радиосвязи и развалины железнодорожной будки. 24.04.2023. Остановочный пункт 604 км. Платформа по направлению на Касторную-Новую. 24.04.2023.
Мачта радиосвязи и развалины железнодорожной будки.
24.04.2023 [1]
Платформа по направлению на Касторная-Новая.
24.04.2023 [1]

07.05.2025 в соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 430 от 23.04.2025 остановочный пункт 604 км переименован в о.п. Майсюкова Будка.

09.05.2025 в честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне был торжественно открыт музейно-мемориальный комплекс «Майсюкова будка», который состоит из памятника погибшим воинам, полуразрушенной железнодорожной казармы, заключённой в прозрачный купол, скульптуры путевого обходчика и сквера.

Наличие остановочного пункта (платформы) Майсюкова Будка на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование остановочного пункта (платформы) Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Касторной-Новой Старого Оскола
1962 [3] о.п. 592 км Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги 59 6
1968 [5] пл. 604 км
1975 [6]


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.