государственный флаг России

Остановочный пункт Ельниково

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Ельниково
Прежние названия Разъезд № 4
Регион Белгородская область
Год открытия 1876
Код ЕСР 435022
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Сараевка – Белгород (628км 6пк)
Перегон Ржава – Прохоровка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Остановочный пункт Ельниково. Пассажирское здание бывшей станции.
Ост. пункт Ельниково. Пассажирское здание бывшей станции.[1]
Фото пользователя aGRa, 11.07.2015.

Остановочный пункт Ельниково (бывшая промежуточная станция) расположен в 1,5 км к северо-востоку от хутора Пригорки Прохоровского района Белгородской области на 628-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Ржава – Прохоровка (линия Сараевка – Белгород). По обеим сторонам железнодорожного полотна находятся низкие пассажирские платформы с покрытием из тротуарной плитки длиной около 50 метров (до капитального ремонта 2008 года платформа была островной, оставшейся со времён, когда Ельниково имело статус станции). Левая по направлению на Сараевку платформа оборудована поручнями, в 2008 году на ней установили закрытый павильон ожидания. На правой по направлению на Сараевку платформе в 2016 или в 2017 году также был установлен металлический павильон ожидания (после капитального ремонта 2008 года на ней были смонтированы две скамейки, но в настоящее время они не сохранились).

С этой же стороны железнодорожного полотна, в некотором отдалении от путей, находятся столбы с лампами освещения, одноэтажное пассажирское здание и другие станционные постройки. Оконные и дверные проёмы всех зданий заложены кирпичом. О том что когда-то Ельниково имело статус станции, напоминают также жёсткие поперечины контактной сети, рассчитанные на 4 пути. Рядом с пассажирским зданием установлен монумент в память о жертвах крушения, произошедшего на станции Ельниково 22.12.1990.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Считается, что остановочный пункт Ельниково был открыт в 1876 году[3], как Разъезд № 4 Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Под названием Ельниково раздельный пункт впервые появился на «Карте железнодорожных, почтовых и пароходных сообщений Российской Империи» (приложение ко «Всеобщему календарю» на 1888 год).

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

Фрагмент топографической карты со станцией Ельниково. Обозначен подъездной путь, уходящий от станции на запад.
Фрагмент топографической карты со станцией Ельниково.
Обозначен подъездной путь, уходящий от станции на запад.
состояние местности на 1981 год, масштаб 1:100 000

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Ельниково вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 1990 году Ельниково представляло собой промежуточную станцию с четырьмя путями, оборудованную электрической централизацией.

22.12.1990 на станции Ельниково произошло крушение сразу трёх поездов. В 2.10 дежурный по станции заметил на пульт-табло ложную занятость стрелочного участка 4-8 СП. Вызванный для устранения повреждения электромеханик не выяснил причину, которая заключалась в обрыве и нарушении контакта стрелочных соединителей, установил шунтирующую перемычку на путевом реле, выключив тем самым из схемы ЭЦ автоматический контроль занятости подвижным составом боковой части стрелочного перевода № 8. В этих условиях, принимая в 21.15 со стороны Белгорода на 4-й путь грузовой поезд № 3062 (57 вагонов, ведомых электровозом ВЛ11-524), дежурный по станции перевёл под хвостовым вагоном подвижной сердечник крестовины стрелки № 8 и открыл входной сигнал для безостановочного пропуска по II-му пути идущего вслед за грузовым составом скорого поезда № 22 Кисловодск – Ленинград, ведомый электровозом ЧС2-474. Следуя со скоростью 90 км/час, поезд № 22 столкнулся на стрелке № 8 с сошедшим с рельсов последним вагоном грузового поезда, который в результате удара протаранил цистерны с изопентановой фракцией. Это вызвало утечку опасного груза, произошло возгорание и взрыв, отбросивший локомотив скорого поезда на I-й путь. Через несколько минут по этому пути проходил встречный пассажирский поезд № 237 Москва – Харьков, ведомый электровозом ЧС2-672. который столкнулся с сошедшим электровозом поезда № 22. Горящая жидкость воспламенила пассажирские вагоны, что значительно усугубило последствия. На месте происшествия погибли 7 пассажиров и машинист поезда № 22, были госпитализированы 53 человека, из них трое скончались (в том числе помощник машиниста поезда № 22). Вследствие крушения и возникновения пожара были повреждены два электровоза, 17 пассажирских и 5 грузовых вагонов, 600 метров пути, стрелочный перевод и 600 метров контактной сети. Прямой материальный ущерб превысил 1,5 млн. рублей. Полный перерыв движения составил 35 часов.

Электровоз скорого поезда № 22 ЧС2-474 после крушения на станции Ельниково 22.12.1990.
Электровоз скорого поезда № 22 ЧС2-474 после крушения на станции Ельниково 22.12.1990.
Фото из журнала «Железнодорожный транспорт» № 3 за 1992 год
Электровоз поезда № 237 ЧС2-672 после крушения на станции Ельниково 22.12.1990. Схема расположения вагонов и электровозов после схода поездов № 22 и 237 по станции Ельниково Белгородского отделения Южной железной дороги 22 декабря 1990 г.
Электровоз поезда № 237 ЧС2-672 после
крушения на станции Ельниково 22.12.1990. [4]
Фото прислал на сайт «Trainpix» Красиля Александр
Схема расположения вагонов и электровозов после схода поездов №№ 22 и 237 по
станции Ельниково Белгородского отделения Южной железной дороги 22.12.1990
Схема крушения по станции Ельниково Белгородского отделения Южной железной дороги 22 декабря 1990 г.
Схема крушения по станции Ельниково Белгородского отделения Южной железной дороги 22 декабря 1990 г.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

В 1995 году боковые приёмо-отправочные пути были разобраны, станцию преобразовали в остановочный пункт Ельниково.

В 2008 году был проведён капитальный ремонт остановочного пункта: сооружены новые боковые пассажирские платформы с покрытием из тротуарной плитки, установлены скамейки, поручни и закрытый павильон ожидания.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Остановочный пункт Ельниково. Пассажирский павильон. Остановочный пункт Ельниково. Вид в сторону Сараевки.
Остановочный пункт Ельниково. Пассажирский павильон. [6]
август 2013 года
Остановочный пункт Ельниково. Вид в сторону Сараевки. [6]
август 2013 года

Наличие раздельного/остановочного пункта Ельниково на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Ржавы Белгорода
1918 [7] Ельниково ?
1936 [8] Раз. Ельниково Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 14 68
1937 [9] Раз. Ельниково железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [10] Раз. Ельниково 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [11] Ельниково Южная железная дорога 91
1944 [12] Р. Ельниково Южная железная дорога 26 67
1945 [13]
1948 [14] Ельниково Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [15]
1955 [16]
1962 [17] Ельниково Белгородское отделение Южной железной дороги 14 68
1968 [18]
1975 [19]
1990 [20]
1999 [21] Ельниково Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45662)[3]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования.

Использованные источники

[1] Сайт «Викисклад».

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Сайт «Trainpix».

[5] Сайт ОАО «Российские железные дороги».

[6] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[7] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[10] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[11] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[15] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[16] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[17] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[19] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[20] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[21] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.