государственный флаг России

Станция Бирофельд

(Еврейская автономная область)
государственный флаг России
Название Бирофельд
Регион Еврейская автономная область
Год открытия 1941
Код ЕСР 962908
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Дальневосточная железная дорога
Хабаровский регион
до 01.10.2010 Хабаровское отделение Дальневосточной железной дороги
до 01.07.1960 Облученское отделение Дальневосточной железной дороги
до 07.1959 Облученское отделение Амурской железной дороги
до 05.1953 Облученское отделение Дальневосточной железной дороги
до 11.1946 Дальневосточная железная дорога
Участок Биробиджан I – Ленинск (49км 4пк)
Прилегающие
перегоны
Биробиджан II – Бирофельд
(1-путный, неэлектрифицированный),
Бирофельд – Унгун
(1-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 07.12.2024.

Станция Бирофельд Хабаровского региона Дальневосточной железной дороги расположена в 7 километрах к западу-северо-западу от села Бирофельд Биробиджанского района Еврейской автономной области на 48-50 км линии Биробиджан I – Ленинск. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают следующие перегоны:
• в нечётном направлении 1-путный неэлектрифицированный со станции Биробиджан II, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки, интегрированной в МПЦ-ЭЛ (ПАБ-ЭЛ), с контролем свободности перегона на основе системы счёта осей УКП-СО в соответствии с 04012-00-00ТР8.1 для движения грузовых поездов обоих направлений;
• в чётном направлении 1-путный неэлектрифицированный со станции Унгун, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки, интегрированной в МПЦ-ЭЛ (ПАБ-ЭЛ), с контролем свободности перегона на основе системы счёта осей УКП-СО в соответствии с 04012-00-00ТР8.1 для движения грузовых поездов обоих направлений.

Станция Бирофельд – поперечного типа, имеющая один главный (II-й) и три приёмо-отправочных пути (1-й, 3-й и 4-й). В нечётной горловине 3-й путь переходит в 7-й тупик, предназначенный для маневровой работы. В чётной горловине стрелочным переводом № 4 к главному пути примыкает 6-й выставочный путь, переходящий в подъездной путь ООО «Карьер Ушумунский» (в настоящее время, по-видимому, не обслуживается).

Ведомость путей ст. Бирофельд:

ж.д.
пути
Назначение
ж.д. пути
Полезная
длина, м
Вместимость
в условных
вагонах
Наличие на железнодорожном пути
электрической
изоляции
контактной
сети
устройств
АЛСН/САУТ
1 приёмо-отправочный 1140/1140 1140 Нет Нет
II главный 1135/1140 1135 Нет Нет
3 приёмо-отправочный 1054/1051 1054 Нет Нет
4 приёмо-отправочный 1054/1054 1054 Нет Нет
6 приёмо-отправочный 0 0 Нет Нет
7 приёмо-отправочный 75 75 Нет Нет

На отметке 48,37037 (49км 4пк) сбоку от 1-го пути (справа от железнодорожного полотна по ходу километража) находится кирпичное одноэтажное здание поста ЭЦ.

Для посадки и высадки работников железнодорожного транспорта имеется низкая пассажирская платформа длиной 25 метров, расположенная в междупутье 1-го и II-го путей напротив поста ЭЦ.

Вдоль 4-го пути находится высокая грузовая платформа длиной 54 метра, способная обеспечить погрузку и выгрузку военной техники ВС РФ (учитывая близость государственной границы, железнодорожная линия имеет стратегическое значение).

В чётной горловине станции на отметке 47.50870 (48км 6пк) расположен регулируемый, не обслуживаемый дежурным работником переезд, который оборудован автоматической светофорной сигнализацией.

В границах станции Бирофельд водопропускные сооружения отсутствуют.

Станция оборудована системой микропроцессорной централизации стрелок и светофоров МПЦ-ЭЛ по техническим решениям 04012-00-00 ТР1.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Станция Бирофельд была открыта в начале 1941 года[2] при завершении строительства однопутной железнодорожной линии Биробиджан – Ленинск Дальневосточной железной дороги.

С 11.1946 станция Бирофельд вошла в состав Облученского отделения Дальневосточной железной дороги.

В 05.1953 во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 Облученское отделение передано в состав Амурской железной дороги.

В 07.1959 во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Облученское отделение передано в состав Дальневосточной железной дороги.

01.07.1960 приказом по Дальневосточной железной дороге от 22.06.1960 № 198/н во исполнение распоряжения МПС от 07.06.1960 № 1333 упразднено Облученское отделение, все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Хабаровского отделения ДВЖД.

В 1976 году в 4-х километрах к западу от ст. Бирофельд началось строительство нового военного аэродрома с городком для проживания личного состава гарнизона и членов их семей. Из северной горловины станции к аэродрому был проложен подъездной путь для доставки ГСМ и боеприпасов.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 96402)[2]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 963027)[4]:
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производятся.

В 1987 году станция Бирофельд оборудована устройствами электрической централизации по типовому альбому ЭЦ-9, построено кирпичное одноэтажное здание поста ЭЦ.

Схематический план станции Бирофельд по состоянию на 2000 год.
Схематический план станции Бирофельд по состоянию на 2000 год.

В 2001 году в 7 километрах к северо-западу от станции ОАО «Разъезд Ушумунский» начало добычу бурого угля открытым способом. Для его отгрузки был частично восстановлен разобранный подъездной путь к закрытому военному аэродрому, где была сооружена площадка погрузки угля и построено локомотивное депо для маневрового тепловоза. От разреза до погрузочной площадки уголь доставлялся самосвалами БелАЗ. Станция Бирофельд была открыта для грузовых операций.

В 2002 году было отгружено свыше двух тысяч вагонов угля, основным потребителем которого стала Биробиджанская ТЭЦ.

В 2005 года объём отгрузки угля составил 123,5 тысячи тонн.

01.10.2010 в связи с ликвидацией Хабаровского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Хабаровского региона Дальневосточной железной дороги.

Приказом начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» № 173/ДИ от 28.12.2012 по II-му главному пути установлена для грузовых поездов допускаемая скорость 60 км/час; по 1-му пути – 40 км/час (для локомотивов типа 2ТЭ10В – 25 км/час); по 3-му, 4-му, 6-му и 7-му путям – 15 км/час.

В 2021 году была закончена реконструкция станции, в результате которой приёмо-отправочные пути были удлинены до 1050 метров с целью обеспечения пропуска грузовых поездов весовой нормой в размере 6000 тонн и длиной 71 условный вагон.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[4] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.