государственный флаг России

Станция Кенай

(Хабаровский край)
государственный флаг России
Название Кенай
Регион Хабаровский край
Год открытия 1974
Код ЕСР 966400
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Дальневосточная железная дорога
Комсомольский регион
до 01.10.2010 Комсомольское отделение Дальневосточной железной дороги
Участок Пивань – Ванино (162км 3пк)
Прилегающие
перегоны
Галицкий – Кенай
(1-путный, неэлектрифицированный),
Кенай – Удоми
(2-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Первоначальным проектом строительства железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань предусматривался разъезд второй очереди Кенай. Впервые он отмечен на изданной в 1948 году схеме[2] в составе Мулинского отделения Дальневосточной железной дороги в 166 километрах от станции Пивань-Пристань и в 280 километрах от станции Советская Гавань. Вероятнее всего, обозначено проектное местоположение разъезда, который ещё не был построен к этому времени.

Участок Пивань-Пристань - Советская Гавань на схеме 1948 года. Полустанок Кенай. 03.01.1967.
Участок Пивань-Пристань – Советская Гавань на схеме 1948 года. [3] Полустанок Кенай.
03.01.1967 (по-видимому, это фото Кайбулина А.К.) [4]

В отчёте о походе туристической группы по Хабаровскому краю в 01.1967 встречается упоминание полустанка Кенай (или 161 км), на котором поезд из Пивани делал ночью остановку продолжительностью одну минуту. Указано, что на 161 км расположено несколько домов, в которых проживали пять семей.

В 1973 году в этом месте существовал стрелочный пост, по-видимому обслуживающий строительную площадку будущей станции Кенай. В строительстве станционных объектов принимали участие железнодорожники, заключённые и специалисты строительно-монтажного поезда № 203 из посёлка Высокогорный.

В 01.1974 станция Кенай была официально принята в эксплуатацию и вошла в состав Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги.

Начиная с 1974 года, в посёлок Кенай, строившийся при станции, начали приезжать лесозаготовители. И вскоре началась отгрузка леса. В советские годы со станции ежедневно до 20 вагонов с древесиной отправлялись на Украину, в Казахстан и на Амурский целлюлозно-бумажный комбинат. У леспромхоза были две погрузочные площадки и два козловых крана.

С 1975 по 2002 год начальником станции была Любовь Владимировна Ловчикова.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 96940)[6]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 966400)[7]:
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производятся;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Схематический план станции Кенай по состоянию на 1998 год.
Схематический план станции Кенай по состоянию на 1998 год.

01.10.2010 в связи с ликвидацией Комсомольского отделения все его раздельные и остановочные пункты включены в состав Комсомольского региона Дальневосточной железной дороги.

В 2013 году ООО «Уровень» приступило к работам по реконструкции станции Кенай.

К концу 2013 года из-за банкротства нескольких лесопромышленных предприятий объёмы вывозки леса со станции сократились до 15-20 платформ в месяц, отгружаемых ООО «Русский лес».

В 2021 году началось строительство второго пути на перегоне Кенай – Удоми.

03.08.2023 введён во временную эксплуатацию второй путь, построенный на перегоне Кенай – Удоми. Для приёма длинносоставных поездов на станции Кенай уложили дополнительные стрелочные переводы и рельсошпальную решётку.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[4] Сайт «Путешествия для души».

[5] Сайт «Гудок».

[6] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[7] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.