государственный флаг России

Остановочный пункт Светлая Жизнь

(Орловская область)
государственный флаг России
Название Светлая Жизнь
Прежние названия 389 км
Регион Орловская область
Год открытия 1929
Код ЕСР 216015
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Московская железная дорога
Орловско-Курский регион
до 01.2011 Орловско-Курское отделение Московской железной дороги
до 2001 года Орловское отделение Московской железной дороги
до 21.08.1959 Орловское отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 15.05.1953 Орловское отделение Московско-Курской железной дороги
до 1946 года Московско-Курская железная дорога
до 09.1943 Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
Участок Орёл – Курск (390км 4пк)
Перегон Орёл – Становой Колодезь
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 28.02.2021 по фотографиям 2014 года и спутниковому снимку от 20.03.2020.

Остановочный пункт Светлая Жизнь Орловско-Курского региона Московской железной дороги расположен на северо-восточной окраине деревни Башковка Орловского района Орловской области на 390-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Орёл – Становой Колодезь (участок Орёл – Курск).

По обеим сторонам железнодорожного полотна в одном створе находятся низкие пассажирские платформы длиной около 200 метров, выполненные из заасфальтированных железобетонных плит. Каждая платформа оборудована металлическим остановочным павильоном, скамейками и перильным ограждением.

О.п. Светлая Жизнь освещается шестью светильниками, закреплёнными на железобетонных опорах контактной сети и столбах ЛЭП.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Станция Орёл и окрестности. Карта 1940 года.
Станция Орёл и окрестности.
топографическая карта масштаба 1:100 000
по состоянию, предположительно, на 1940 год

Оcтановочный пункт 389 км был открыт в составе Московско-Курской железной дороги в 1929 году[2] (по информации, нуждающейся в уточнении, данная платформа была указана ещё на дореволюционных картах, однако автору сайту не удалось найти подтверждение этому факту). В 1930 году он получил наименование Светлая Жизнь. Первоначально остановочный пункт находился примерно на 1,5 км ближе к Орлу от своего современного местоположения. До настоящего времени в этом месте сохранилась жилая типовая железнодорожная казарма дореволюционной постройки.

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В период 10.1941 – 08.1943 гг. остановочный пункт Светлая Жизнь находился в германской оккупации.

В 09.1943 во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13.09.1943 и приказа НКПС № 714 от 15.09.1943 железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского переименована в Московско-Курскую железную дорогу.

В 1946 году участок железной дороги от Орла до Курска (искл.) вошёл в состав Орловского отделения Московско-Курской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.

21.08.1959 приказом заместителя министра путей сообщения СССР Н. А. Гундобина № 161-ЦЗ Московско-Курско-Донбасская железная дорога переименована в Московскую железную дорогу.

20.10.1959 завершены работы по электрификации участка Орёл – Курск постоянным током напряжением 3 кВ (подписан акт приёмки в постоянную эксплуатацию).

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 22661)[2]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

Наличие остановочного пункта Светлая Жизнь на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
остановочного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Орла Курска
1936 [4] Светлая Жизнь Орловское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 7 149
1937 [5] Светлая Жизнь 5-е Орловское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [6]
1943 [7]
1944 [8] Светлая Жизнь Московско-Курская железная дорога 6 148
1945 [9]
1948 [10] Светлая Жизнь Орловское отделение Московско-Курской железной дороги
1952 [11]
1955 [12] Светлая Жизнь Орловское отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [13] Светлая Жизнь Орловское отделение Московской железной дороги
1968 [14] о.п. Светлая Жизнь
1975 [15] о.п. Светлая Жизнь Орловское отделение Московской железной дороги 8 146
1990 [16]
1999 [17]
2005 [18]
2019 [19] о.п. Светлая Жизнь Орловско-Курский регион Московской железной дороги


Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[18] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.