государственный флаг России

Разъезд 538 км (закр.)

(Курская область)
государственный флаг России
Название 538 км
Прежние названия Бычек
Регион Курская область
Год открытия 1922
Код ЕСР
Статус Разъезд (закрытый)
Принадлежность
до 1937 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Юго-Восточные железные дороги
Участок Касторная-Новая – Старый Оскол (550км 7пк)
Перегон Касторная-Новая – Горшечное
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 18.07.2020.

Разъезд 538 км располагался в двух километрах к северо-востоку от села Красная Долина Касторенского района Курской области предположительно на 550-м километре (до изменения отсчёта километража – 538-й километр) участка Касторная-Новая – Старый Оскол и входил в состав Московско-Донбасской железной дороги.

На спутниковых фотографиях следов разъезда обнаружить не удалось.

Часть 2. Историческая справка

Касторенский железнодорожный узел, ст. Суковкино, Нижнедевицк и др. Карта 1928 года. Район станций Суковкино и Благодатенский. Карта 1982 года.
Касторенский железнодорожный узел,
ст. Суковкино, Нижнедевицк и др.
карта Воронежской губернии 1928 года
Район станций Суковкино и Благодатенский.
топографическая карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1982 год

Год открытия разъезда 538 км неизвестен. На трёхверстовой карте, изданной в 1920 году, в предполагаемом месте расположения разъезда обозначена железнодорожная казарма.

В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1922-23 гг.) в составе Юго-Восточных железных дорог указан раздельный пункт Бычек (без привязки к расстоянию от крупных узлов). Он присутствует также на карте Воронежской губернии 1928 года. По-видимому, Бычек представлял собой разъезд на 1-путном участке.

В 1934 году для обеспечения движения тяжеловесных поездов с паровозами ФД участок Касторное – Старый Оскол подвергся глубокой реконструкции: на балласт из щебня были уложены новые тяжёлые рельсы с усиленной эпюрой шпал (1600 на километр), на перегонах построен второй путь, улучшена система водоснабжения.

01.12.1934 участок Касторное – Старый Оскол вошёл в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог. Вскоре после этого Бычек был переименован в разъезд 538 км.

После 1937 года разъезд перестаёт упоминаться в Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Вероятно, после укладки на участке второго пути необходимость в раздельном пункте в этом месте отпала.

На топографической карте с состоянием местности на 1982 год на месте разъезда обозначена железнодорожная казарма.

Наличие разъезда 538 км в Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений:

Год указателя Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние от
Ельца Валуек
Зимнее движение 1922-23 гг. (с 01.11.1922) [1] Бычек Юго-Восточные железные дороги
Летнее движение 1925 г. [2]
Зимнее движение 1929-30 гг. (с 01.10.1929) [3]
Зимнее движение 1932-33 гг. (с 01.10.1932) [4] Бычек Юго-Восточные железные дороги
Зимнее движение 1934-35 гг. (с 15.10.1934) [5]
Летнее движение 1936 г. (с 15.05.1936) [6] Разъезд 538 км Московско-Донбасская железная дорога
Летнее движение 1937 г. [7]


Использованные источники

[1] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1922-23 гг. С 1 ноября 1922 г. Выпуск 1-й (2-е издание, дополненное и исправленное). – М.: Издание редакционно-издательского отдела Н.К.П.С., 1922.

[2] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1925 г. Выпуск 6-й. – М.: Н.К.П.С., «ТРАНСПЕЧАТЬ», 1925.

[3] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1929-30 гг. С 1 октября 1929 г. Выпуск 15-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1929.

[4] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1932-33 гг. С 1 октября 1932 г. Выпуск 21-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1932.

[5] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1934-35 гг. С 15 октября 1934 г. Выпуск 25-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1934.

[6] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1936 г. С 15 мая 1936 г. Выпуск 28-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1936.

[7] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1937 г. Выпуск 30-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1937.