государственный флаг России

Остановочный пункт Алисово

(Курская область)
государственный флаг России
Название Алисово
Регион Курская область
Год открытия 1920
Код ЕСР 595221
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Юго-Восточные железные дороги
Участок Касторная-Новая – Старый Оскол (567км 6пк)
Перегон Касторная-Новая – Горшечное
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 29.06.2020 по фотографиям от 20.06.2020 и спутниковому снимку от 03.09.2019.

Остановочный пункт Алисово Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположен в деревне Орловка Горшеченского района Курской области на 567-м километре 2-путного электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Касторная-Новая – Горшечное (участок Касторная-Новая – Старый Оскол).

По обеим сторонам железнодорожного полотна в одном створе находятся низкие пассажирские платформы, выполненные из железобетонных плит. Платформа по направлению на ст. Горшечное имеет длину 48 метров, по направлению на ст. Касторная-Новая – 24 метра.

До середины 1990-х годов Алисово являлось станцией и имело путевое развитие. Контактная сеть на протяжении бывшей станции смонтирована на жёстких поперечинах, ширина которых позволяет предположить наличие в прошлом как минимум 2-х боковых путей. Справа от железной дороги по направлению на Касторную в некотором отдалении расположено одноэтажное здание бывшего поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 100,1 кв. м), окна которого заложены кирпичом. С противоположной стороны железной дороги находится бывшее пассажирское здание (площадь внутренних помещений 150,7 кв. м), которое в настоящее время занимает линейный участок № 2 Старооскольской дистанции пути имени Морозова Б. А. (ПЧ-7). Около платформы по направлению на ст. Горшечное установлена кладовая службы пути.

О.п. Алисово освещается двумя светильниками, закреплёнными на железобетонных опорах жёстких поперечин контактной сети.

Представляет интерес тот факт, что 567-й километр железнодорожной линии, на котором расположен остановочный пункт, вместо 10 пикетов имеет только 8. Причины этого требуют уточнения.

Остановочный пункт Алисово. Вид в сторону ст. Горшечное. 20.06.2020. Остановочный пункт Алисово. Вид в сторону ст. Горшечное. 20.06.2020.
Вид в сторону ст. Горшечное.
20.06.2020 [1]
Вид в сторону ст. Горшечное.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Алисово. Вид в сторону ст. Касторная-Новая. 20.06.2020. Остановочный пункт Алисово. Здание бывшего поста ЭЦ. 20.06.2020.
Вид в сторону станции Касторная-Новая.
20.06.2020 [1]
Здание бывшего поста ЭЦ.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Алисово. Табличка и бывшее пассажирское здание. 20.06.2020. Остановочный пункт Алисово. Здание линейного участка пути (бывшее пассажирское здание). 20.06.2020.
Табличка и бывшее пассажирское здание.
20.06.2020 [1]
Здание линейного участка пути (бывшее пассажирское здание).
20.06.2020 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Участок Касторная-Новая - Старый Оскол. Район станции Алисово. Карта 1940 года. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол. Район станции Алисово. Карта 1982 года.
Район станции Алисово.
топографическая карта масштаба 1:100 000
по состоянию, предположительно, на 1940 год
Район станции Алисово.
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1982 год

Считается, что Алисово было открыто в 1899 году[3]. Однако, по мнению автора сайта, это утверждение относится к платформе Алисовская, которая находилась на 2 километра ближе к станции Горшечное. На трёхверстовой карте, изданной в 1920 году, в месте, где сейчас расположен остановочный пункт Алисово, обозначена железнодорожная казарма.

В 1920 году было построено кирпичное одноэтажное пассажирское здание. По видимому, в это время Алисово представляло собой разъезд на однопутном железнодорожном участке Касторное – Старый Оскол Юго-Восточных железных дорог.

В 1934 году для обеспечения движения тяжеловесных поездов с паровозами ФД участок Касторное – Старый Оскол подвергся глубокой реконструкции: на балласт из щебня были уложены новые тяжёлые рельсы с усиленной эпюрой шпал (1600 на километр), на перегонах построен второй путь, улучшена система водоснабжения.

01.12.1934 участок Касторное – Старый Оскол вошёл в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В период 07.1942 – 01.1943 гг. станция Алисово находилась в германской оккупации.

В 1946 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол вошёл в состав Елецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 путём объединения Московско-Рязанской, Московско-Окружной и Московско-Курско-Донбасской железных дорог была образована Юго-Восточная железная дорога.

В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Алисово Елецкого отделения отнесена к 5-му классу.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62122)[3]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.

В 1983 году построено кирпичное одноэтажное здание поста ЭЦ. По видимому, в этот год ст. Алисово была оборудована электрической централизацией.

Поскольку грузовая работа на станции не велась, в середине 1990-х годов Алисово пополнило список закрытых раздельных пунктов и было преобразовано в остановочный пункт.

В 1998 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ.

В служебном расписании пригородных поездов 2008 года местоположение о.п. Алисово – 567,2 км.

01.07.2010 в связи с ликвидацией Елецкого отделения участок Касторная-Новая – Старый Оскол включен в состав Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги.

Остановочный пункт наблюдается на всех доступных автору сайта спутниковых снимках, начиная с фотографии от 13.06.2012, на которой пассажирские платформы находятся в одном створе: платформа по направлению на ст. Горшечное имеет длину 44 метра, по направлению на ст. Касторная-Новая – 48 метров.

Наличие остановочного/раздельного пункта Алисово в Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений:

Год указателя Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние от
Ельца Валуек
Зимнее движение 1922-23 гг. (с 01.11.1922) [5] Алисово Юго-Восточные железные дороги
Летнее движение 1925 г. [6]
Зимнее движение 1929-30 гг. (с 01.10.1929) [7]
Зимнее движение 1932-33 гг. (с 01.10.1932) [8] Алисово Юго-Восточные железные дороги 144 км 198 км
Зимнее движение 1934-35 гг. (с 15.10.1934) [9]
Летнее движение 1936 г. (с 15.05.1936) [10] Алисово Московско-Донбасская железная дорога
Летнее движение 1937 г. [11] Алисово Московско-Донбасская железная дорога 145 км 188 км
На 1940 г. [12]

Наличие остановочного/раздельного пункта Алисово на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Москвы Касторной Касторной-Новой Старого Оскола Валуек
1936 [13] Алисово Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 23 188
1940 [14] Алисово 4-е Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 29 188
1943 [15] Алисово Московско-Донбасская железная дорога 555
1944 [16] Алисово Московско-Донбасская железная дорога 28 43
1945 [17]
1948 [18] Алисово Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [19]
1955 [20] Алисово Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [21] Алисово Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги 22 43
1968 [22]
1975 [23]
1990 [24]
1999 [25]
2005 [26]
2019 [27] Алисово Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[5] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1922-23 гг. С 1 ноября 1922 г. Выпуск 1-й (2-е издание, дополненное и исправленное). – М.: Издание редакционно-издательского отдела Н.К.П.С., 1922.

[6] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1925 г. Выпуск 6-й. – М.: Н.К.П.С., «ТРАНСПЕЧАТЬ», 1925.

[7] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1929-30 гг. С 1 октября 1929 г. Выпуск 15-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1929.

[8] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1932-33 гг. С 1 октября 1932 г. Выпуск 21-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1932.

[9] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1934-35 гг. С 15 октября 1934 г. Выпуск 25-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1934.

[10] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1936 г. С 15 мая 1936 г. Выпуск 28-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1936.

[11] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1937 г. Выпуск 30-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1937.

[12] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений на 1940 г. Выпуск 34-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1939.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[14] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[15] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[16] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[17] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[18] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[19] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[20] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[21] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[22] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[23] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[24] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[25] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[26] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[27] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.