![]() | Остановочный пункт Алисово(Курская область) | ![]() |
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Остановочный пункт Алисово |
|
Название | Алисово |
---|---|
Регион | Курская область |
Год открытия | 1920 |
Код ЕСР | 595221 |
Статус | Остановочный пункт |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Белгородский регион |
до 01.07.2010 | Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 1959 года | Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги |
до 1953 года | Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги |
до 1946 года | Московско-Донбасская железная дорога |
до 01.12.1934 | Юго-Восточные железные дороги |
Участок | Касторная-Новая – Старый Оскол (567км 6пк) |
Перегон | Касторная-Новая – Горшечное (2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ). |
Часть 1. Современное состояние
Описание составлено 29.06.2020 по фотографиям от 20.06.2020 и спутниковому снимку от 03.09.2019.
Остановочный пункт Алисово Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположен в деревне Орловка Горшеченского района Курской области на 567-м километре 2-путного электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Касторная-Новая – Горшечное (участок Касторная-Новая – Старый Оскол).
По обеим сторонам железнодорожного полотна в одном створе находятся низкие пассажирские платформы, выполненные из железобетонных плит. Платформа по направлению на ст. Горшечное имеет длину 48 метров, по направлению на ст. Касторная-Новая – 24 метра.
До середины 1990-х годов Алисово являлось станцией и имело путевое развитие. Контактная сеть на протяжении бывшей станции смонтирована на жёстких поперечинах, ширина которых позволяет предположить наличие в прошлом как минимум 2-х боковых путей. Справа от железной дороги по направлению на Касторную в некотором отдалении расположено одноэтажное здание бывшего поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 100,1 кв. м), окна которого заложены кирпичом. С противоположной стороны железной дороги находится бывшее пассажирское здание (площадь внутренних помещений 150,7 кв. м), которое в настоящее время занимает линейный участок № 2 Старооскольской дистанции пути имени Морозова Б. А. (ПЧ-7). Около платформы по направлению на ст. Горшечное установлена кладовая службы пути.
О.п. Алисово освещается двумя светильниками, закреплёнными на железобетонных опорах жёстких поперечин контактной сети.
Представляет интерес тот факт, что 567-й километр железнодорожной линии, на котором расположен остановочный пункт, вместо 10 пикетов имеет только 8. Причины этого требуют уточнения.
![]() |
![]() |
Вид в сторону ст. Горшечное. 20.06.2020 [1] | Вид в сторону ст. Горшечное. 20.06.2020 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Вид в сторону станции Касторная-Новая. 20.06.2020 [1] | Здание бывшего поста ЭЦ. 20.06.2020 [1] |
---|
![]() |
![]() |
Табличка и бывшее пассажирское здание. 20.06.2020 [1] | Здание линейного участка пути (бывшее пассажирское здание). 20.06.2020 [1] |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
![]() |
![]() |
Район станции Алисово. топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию, предположительно, на 1940 год | Район станции Алисово. карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1982 год |
---|
Считается, что Алисово было открыто
В 1920 году было построено кирпичное одноэтажное пассажирское здание. По видимому, в это время Алисово представляло собой разъезд на однопутном железнодорожном участке Касторное – Старый Оскол Юго-Восточных железных дорог.
В 1934 году для обеспечения движения тяжеловесных поездов с паровозами ФД участок Касторное – Старый Оскол подвергся глубокой реконструкции: на балласт из щебня были уложены новые тяжёлые рельсы с усиленной эпюрой шпал (1600 на километр), на перегонах построен второй путь, улучшена система водоснабжения.
01.12.1934 участок Касторное – Старый Оскол вошёл в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.
В период 07.1942 – 01.1943 гг. станция Алисово находилась в германской оккупации.
В 1946 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол вошёл в состав Елецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.
В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.
В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 путём объединения Московско-Рязанской, Московско-Окружной и Московско-Курско-Донбасской железных дорог была образована Юго-Восточная железная дорога.
В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Алисово Елецкого отделения отнесена к 5-му классу.
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62122)[3]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.
В 1983 году построено кирпичное одноэтажное здание поста ЭЦ. По видимому, в этот год ст. Алисово была оборудована электрической централизацией.
Поскольку грузовая работа на станции не велась, в середине 1990-х годов Алисово пополнило список закрытых раздельных пунктов и было преобразовано в остановочный пункт.
В 1998 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ.
В служебном расписании пригородных поездов 2008 года местоположение о.п. Алисово – 567,2 км.
01.07.2010 в связи с ликвидацией Елецкого отделения участок Касторная-Новая – Старый Оскол включен в состав Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги.
Остановочный пункт наблюдается на всех доступных автору сайта спутниковых снимках, начиная с фотографии от 13.06.2012, на которой пассажирские платформы находятся в одном створе: платформа по направлению на ст. Горшечное имеет длину 44 метра, по направлению на ст. Касторная-Новая – 48 метров.
Наличие остановочного/раздельного пункта Алисово в Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений:
Год указателя | Наименование раздельного (остановочного) пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние от | |
Ельца | Валуек | |||
Зимнее движение 1922-23 гг. (с 01.11.1922) [5] | Алисово | Юго-Восточные железные дороги | – | – |
---|---|---|---|---|
Летнее движение 1925 г. [6] | – | – | – | – |
Зимнее движение 1929-30 гг. (с 01.10.1929) [7] | ||||
Зимнее движение 1932-33 гг. (с 01.10.1932) [8] | Алисово | Юго-Восточные железные дороги | 144 км | 198 км |
Зимнее движение 1934-35 гг. (с 15.10.1934) [9] | ||||
Летнее движение 1936 г. (с 15.05.1936) [10] | Алисово | Московско-Донбасская железная дорога | – | – |
Летнее движение 1937 г. [11] | Алисово | Московско-Донбасская железная дорога | 145 км | 188 км |
На 1940 г. [12] |
Наличие остановочного/раздельного пункта Алисово на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного (остановочного) пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||||
Москвы | Касторной | Касторной-Новой | Старого Оскола | Валуек | |||
1936 [13] | Алисово | Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги | – | – | 23 | – | 188 |
1940 [14] | Алисово | 4-е Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги | – | 29 | – | – | 188 |
1943 [15] | Алисово | Московско-Донбасская железная дорога | 555 | – | – | – | – |
1944 [16] | Алисово | Московско-Донбасская железная дорога | – | 28 | – | 43 | – |
1945 [17] | |||||||
1948 [18] | Алисово | Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги | |||||
1952 [19] | |||||||
1955 [20] | Алисово | Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги | |||||
1962 [21] | Алисово | Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги | – | – | 22 | 43 | – |
1968 [22] | |||||||
1975 [23] | |||||||
1990 [24] | |||||||
1999 [25] | |||||||
2005 [26] | |||||||
2019 [27] | Алисово | Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги |
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[4] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.
[5] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1922-23 гг. С 1 ноября 1922 г. Выпуск 1-й (2-е издание, дополненное и исправленное). – М.: Издание редакционно-издательского отдела Н.К.П.С., 1922.
[6] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1925 г. Выпуск 6-й. – М.: Н.К.П.С., «ТРАНСПЕЧАТЬ», 1925.
[7] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1929-30 гг. С 1 октября 1929 г. Выпуск 15-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1929.
[8] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1932-33 гг. С 1 октября 1932 г. Выпуск 21-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1932.
[9] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1934-35 гг. С 15 октября 1934 г. Выпуск 25-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1934.
[10] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1936 г. С 15 мая 1936 г. Выпуск 28-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1936.
[11] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1937 г. Выпуск 30-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1937.
[12] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений на 1940 г. Выпуск 34-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1939.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[14] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[15] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[16] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[17] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[18] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[19] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[20] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[21] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[22] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[23] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[24] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[25] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[26] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
[27] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |