государственный флаг России

Остановочный пункт Суковкино

(Курская область)
государственный флаг России
Название Суковкино
Регион Курская область
Год открытия 1897
Код ЕСР 595325
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Юго-Восточные железные дороги
Участок Касторная-Новая – Старый Оскол (557км 9пк)
Перегон Касторная-Новая – Горшечное
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 07.07.2020 по фотографиям от 20.06.2020 и спутниковому снимку от 03.09.2019.

Остановочный пункт Суковкино Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположен в деревне Суковкино Касторенского района Курской области на 557-м километре 2-путного электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Касторная-Новая – Горшечное (участок Касторная-Новая – Старый Оскол).

По обеим сторонам железнодорожного полотна с небольшим смещением по напралению движения находятся низкие пассажирские платформы длиной около 50 метров, выполненные из железобетонных плит.

До середины 1990-х годов Суковкино являлось станцией и имело путевое развитие. Контактная сеть на протяжении бывшей станции смонтирована на жёстких поперечинах, ширина которых позволяет предположить наличие в прошлом 2-х или 3-х боковых путей. Справа от железной дороги по направлению на Касторную расположено бывшее одноэтажное пассажирское здание, окна которого заложены кирпичом, и кирпичная водонапорная башня высотой 14 метров. С этой же стороны от железнодорожных путей сохранилась опора стояка паровозной гидроколонки. Большая высота железобетонных мачт проходных светофоров «23» (556км 8 пк) и «14» (558км 7 пк) перегона Касторная-Новая – Горшечное позволяет предположить, что ранее на них были размещены входные светофоры станции Суковкино.

О.п. Суковкино освещается четырьмя светильниками, закреплёнными попарно на железобетонных столбах, один из которых служит опорой для жёсткой поперечины контактной сети.

Перегон Касторная-Новая - Горшечное. Проходной светофор 23. 20.06.2020. Остановочный пункт Суковкино. Вид в сторону ст. Касторная-Новая. 20.06.2020.
Проходной светофор 23.
Судя по высоте мачты, раньше на ней размещался
входной светофор станции Суковкино. 20.06.2020 [1]
Вид в сторону станции Касторная-Новая.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Суковкино. Вид в сторону ст. Горшечное. Слева от путей - сохранившаяся опора гидроколонки. 20.06.2020. Остановочный пункт Суковкино. Сохранившаяся опора стояка гидроколонки. 20.06.2020.
Вид в сторону ст. Горшечное. Слева – опора гидроколонки.
20.06.2020 [1]
Сохранившаяся опора стояка гидроколонки.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Суковкино. Вид в сторону ст. Горшечное. 20.06.2020. Остановочный пункт Суковкино. Пассажирский электровоз ЧС4т-498. 20.06.2020.
Вид в сторону ст. Горшечное.
20.06.2020 [1]
Пассажирский электровоз ЧС4т-498.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Суковкино. Бывшее пассажирское здание. 20.06.2020. Остановочный пункт Суковкино. Бывшее пассажирское здание. 20.06.2020.
Бывшее пассажирское здание.
20.06.2020 [1]
Бывшее пассажирское здание.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Суковкино. Платформа по направлению на ст. Горшечное. 20.06.2020. Остановочный пункт Суковкино. Платформа по направлению на ст. Касторная-Новая. 20.06.2020.
Платформа по направлению на ст. Горшечное.
20.06.2020 [1]
Платформа по направлению на ст. Касторная-Новая.
20.06.2020 [1]
Остановочный пункт Суковкино. Водонапорная башня. 20.06.2020. Остановочный пункт Суковкино. Вид в сторону ст. Касторная-Новая. 20.06.2020.
Водонапорная башня.
20.06.2020 [1]
Вид в сторону ст. Касторная-Новая.
20.06.2020 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Станция Суковкино была открыта в 1897 году[3] при завершении строительства однопутной железнодорожной линии Елец – Валуйки Юго-Восточных железных дорог. Вот как станция описывается в Спутнике пассажира, изданном в 1900 году[4]:

Пройдя 3 версты за станцию Касторную, полотно железной дороги на 111-й версте проходит по путепроводу через полотно Московско-Киево-Воронежской железной дороги, а затем, пройдя ещё 14 вёрст, поезд на 126-й версте от Ельца останавливается у станции IV класса.

Суковкино. Буфета нет. Станция расположена среди 16 крестьянских деревень и сёл и более менее значительных помещичьих экономий; в общем в районе, тяготеющем к станции, находится 19 000 десятин земли, из коих 14 300 десятин частновладельческих и 4 700 десятин крестьянской земли. В 1898 году станция отправила 290 161 пуд разных грузов, в том числе 282 199 пудов хлебных грузов, и получила 200 193 пуда разных грузов. В 5 верстах от станции в экономии Смицкого, при деревне Петровское находится паровая мельница, перерабатывающая до 150 000 пудов муки пшеничной и ржаной.

Суковкино присутствует в списке станций 1908 и 1913 годов в составе Юго-Восточных железных дорог.

По воспоминаниям С. М. Будённого, 15.11.1919 частями 1-го конного корпуса на станции Суковкино был захвачен белогвардейский бронепоезд «Слава офицерам», однако данная информация нуждается в уточнении.

В 1934 году для обеспечения движения тяжеловесных поездов с паровозами ФД участок Касторное – Старый Оскол подвергся глубокой реконструкции: на балласт из щебня были уложены новые тяжёлые рельсы с усиленной эпюрой шпал (1600 на километр), на перегонах построен второй путь, улучшена система водоснабжения.

01.12.1934 участок Касторное – Старый Оскол вошёл в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

Район станций Суковкино и Благодатенский. Карта 1940 года. Район станций Суковкино и Благодатенский. Карта 1982 года.
Район ст. Суковкино и ст. Благодатенский.
топографическая карта масштаба 1:100 000
по состоянию, предположительно, на 1940 год
Район станций Суковкино и Благодатенский.
топографическая карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1982 год

В период 07.1942 – 01.1943 гг. станция Суковкино находилась в германской оккупации.

В 1946 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол вошёл в состав Елецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги передано в состав Юго-Восточной железной дороги.

В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Суковкино Елецкого отделения отнесена к 4-му классу.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62130)[3]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

По-видимому, к середине 1990-х годов грузовая работа на станции не велась, поэтому Суковкино пополнило список закрытых раздельных пунктов и было преобразовано в остановочный пункт.

В 1998 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ.

В Тарифном руководстве № 4 от 01.05.2001 код ЕСР Суковкино – 595306. Начиная с издания ТР № 4 от 14.04.2008, код ЕСР – 595325.

В служебном расписании пригородных поездов 2008 года местоположение о.п. Суковкино – 557,2 км.

01.07.2010 в связи с ликвидацией Елецкого отделения участок Касторная-Новая – Старый Оскол включен в состав Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги.

Остановочный пункт наблюдается на всех доступных автору сайта спутниковых снимках, начиная с фотографии от 13.06.2012.

Наличие остановочного/раздельного пункта Суковкино в Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений:

Год указателя Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние от
Ельца Валуек
Летнее движение 1898 г. (с 06(18).05.1898) [6] Суковкино Юго-Восточные железные дороги 126 вёрст 185 вёрст
Летнее движение 1913 г. (с 18 апреля (1 мая) 1913) [7]
С 1 мая 1916 года [8]
Зимнее движение 1922-23 гг. (с 01.11.1922) [9]
Летнее движение 1925 г. [10] Суковкино Юго-Восточные железные дороги 144 км 198 км
Зимнее движение 1929-30 гг. (с 01.10.1929) [11]
Зимнее движение 1932-33 гг. (с 01.10.1932) [12] Суковкино Юго-Восточные железные дороги
Зимнее движение 1934-35 гг. (с 15.10.1934) [13]
Летнее движение 1936 г. (с 15.05.1936) [14] Суковкино Московско-Донбасская железная дорога 144 км 198 км
Летнее движение 1937 г. [15] Суковкино Московско-Донбасская железная дорога 135 км 197 км
На 1940 г. [16]

Наличие остановочного/раздельного пункта Суковкино на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Москвы Касторной Касторной-Новой Старого Оскола Валуек
1936 [17] Суковкино Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 13 197
1940 [18] Суковкино 4-е Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 19 197
1943 [19] Суковкино Московско-Донбасская железная дорога 545
1944 [20] Суковкино Московско-Донбасская железная дорога 19 52
1945 [21]
1948 [22] Суковкино Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [23]
1955 [24] Суковкино Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [25] Суковкино Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги 13 52
1968 [26]
1975 [27]
1990 [28]
1999 [29]
2005 [30]
2019 [31] Суковкино Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Спутникъ пассажира по Юго-Восточнымъ желѣзнымъ дорогамъ. Выпуск II. Балашово-Харьковская, Донецкiя Каменноугольныя, Восточно-Донецкая и Елецъ-Валуйская линiи. – М.: Типо-литографiя Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1900.

[5] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[6] Офицiальный указатель желѣзнодорожныхъ, пароходныхъ и другихъ пассажирскихъ сообщенiй. Лѣтнее движенiе 1898 г. Выпускъ 8-й. Съ 6(18) Мая 1898 г. – СПб.: Изданiе Министерства путей сообщенiя, 1898.

[7] Офицiальный указатель желѣзнодорожныхъ, пароходныхъ и другихъ пассажирскихъ сообщенiй. Лѣтнее движенiе 1913 г. Выпускъ 38-й. Съ 18 апрѣля (1 мая) 1913 г. – СПб.: подъ редакцiей Н. Л. Брюля, 1913.

[8] Офицiальный указатель желѣзнодорожныхъ, пароходныхъ и другихъ пассажирскихъ сообщенiй. Выпускъ № 3. Съ 1 мая 1916 года. / Министерство путей сообщенiя; подъ редакцiей Управленiя желѣзныхъ дорогъ; редакторъ С. К. Дьяковъ. – М., [1916].

[9] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1922-23 гг. С 1 ноября 1922 г. Выпуск 1-й (2-е издание, дополненное и исправленное). – М.: Издание редакционно-издательского отдела Н.К.П.С., 1922.

[10] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1925 г. Выпуск 6-й. – М.: Н.К.П.С., «ТРАНСПЕЧАТЬ», 1925.

[11] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1929-30 гг. С 1 октября 1929 г. Выпуск 15-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1929.

[12] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1932-33 гг. С 1 октября 1932 г. Выпуск 21-й. – М.: ТРАНСПЕЧАТЬ-НКПС, 1932.

[13] Официальный указатель железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений. Зимнее движение 1934-35 гг. С 15 октября 1934 г. Выпуск 25-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1934.

[14] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1936 г. С 15 мая 1936 г. Выпуск 28-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1936.

[15] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений. Летнее движение 1937 г. Выпуск 30-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1937.

[16] Официальный указатель железнодорожных, водных и других пассажирских сообщений на 1940 г. Выпуск 34-й. – М.: ТРАНСЖЕЛДОРИЗДАТ-НКПС, 1939.

[17] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[18] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[19] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[20] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[21] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[22] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[23] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[24] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[25] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[26] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[27] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[28] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[29] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[30] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.

[31] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2019 года) – АО «Омская картографическая фабрика», 2019.