Станция Совхозная (закр.)(Белгородская область) |
|
Название | Совхозная |
---|---|
Регион | Белгородская область |
Год открытия | 1969 |
Код ЕСР | – |
Статус | Промышленная станция (закрытая) |
Принадлежность | – |
до 2013 года | Троицкое ОАО «Концкорма» |
до 15.07.1996 | Троицкое АООТ «Концкорма» |
до 02.11.1992 | Троицкий комбикормовый завод |
Участок | Мясокомбинат – Совхозная (6км 5пк) |
Прилегающие перегоны | Кварцитная – Совхозная (1-путный, разобранный). |
Часть 1. Современное состояние
Описание составлено 29.12.2019 по фотографиям от 11.03.2017 и спутниковому снимку от 15.10.2019.
Станция Совхозная Троицкого ОАО «Концкорма» располагалась в 2,5 км к югу-востоку от посёлка Троицкий Губкинского района Белгородской области вдоль автодороги Р190 Лукьяновка – Тим на 6-м километре линии Мясокомбинат – Совхозная (г. Губкин – п. Троицкий). Станция являлась тупиковой, к ней примыкал 1-путный неэлектрифицированный перегон с маневрового района Кварцитная ОАО «Комбинат КМАруда» (маневровый район Мясокомбинат, через который раньше проходил перегон, прекратил своё существование примерно в 2006 году).
К 2013 году станция Совхозная была разобрана. В настоящее время сохранились станционные постройки (здание поста ЭЦ, будка оператора вагонных весов и др.) и отдельные элементы верхнего строения пути. Из напольных устройств СЦБ в 09.2018 ещё можно было наблюдать два мачтовых маневровых светофора (М9 и один светофор неустановленного обозначения на территории комбикормового завода).
Нечётная горловина. Вид в сторону комбикормового завода. [1] Через ворота на территорию завода были заведены пути. 11.03.2017 | Нечётная горловина. Чудом уцелевший маневровый светофор М9. [1] 11.03.2017 |
---|
Вид в сторону комбикормового завода. [1] Кирпичная будка – рабочее место оператора вагонных весов. 11.03.2017 | Чётная горловина. Вид в сторону комбината «КМАруда». [1] 11.03.2017 |
---|
Часть 2. Историческая справка
Схема железнодорожных путей Губкинского желдорцеха комбината «КМАруда» по состоянию на 1963 год. Синим цветом обозначены пометки, добавленные на схему шариковой ручкой. |
---|
Год открытия станции Совхозная неизвестен. Можно предположить, что железная дорога к современному местоположению посёлка Троицкий была проложена во второй половине 1960-х годов, когда было принято решение создать в Губкинском районе Белгородской области специализированное хозяйство по выращиванию свиней на промышленной основе. Железная дорога должна была обеспечить строительство и эксплуатацию свинокомплекса.
На схеме путей Губкинского железнодорожного цеха комбината «КМАруда» 1963 года ответвление на свинооткормочный комбинат обозначено пунктиром. По-видимому, именно в этот период велось проектирование или строительство данной железнодорожной ветки.
В 1969 году началось строительство комплекса по откорму ста тысяч свиней в год, который был сдан в эксплуатацию в 09.1972. Свиноводческий комплекс был оснащён импортным оборудованием, поставку которого осуществляла итальянская фирма «Джи-Джи». Параллельно в посёлке Троицкий велось строительство комбикормового завода, который был введён в эксплуатацию в конце 1973 года под наименованием Троицкий экспериментальный комбикормовый завод. Для обслуживания этих предприятий и была построена железнодорожная станция Совхозная, по-видимому, обязанная своим названием совхозу «Губкинский», в состав которого входил свинокомплекс. Принадлежность станции нуждается в уточнении: она могла принадлежать как совхозу, так и комбикормовому заводу. Впрочем, в 2000-х годах оба предприятия вошли в одну группу компаний «Губкинагрохолдинг».
Первые личные наблюдения станции Совхозная автором сайта относятся к 1983 году, через несколько лет удалось побывать также в помещении поста электрической централизации. Станция имела четыре сквозных пути с полезной длиной около 300 метров: I-й, 2-й и 3-й пути являлись приёмо-отправочными, 4-й путь был оборудован вагонными весами. К чётной горловине станции примыкал 1-путный неэлектрифицированный перегон со станции Кварцитная (так было обозначено на пульте-табло поста ЭЦ) комбината «КМАруда», проходящий через маневровый район Мясокомбинат. Предположительно, перегон был оборудован полуавтоматической блокировкой. В нечётной горловине станции находились пять тупиковых путей, ведущих на территорию комбикормового завода непосредственно к цехам и котельной.
Управление всеми стрелками и светофорами осуществлялось при помощи электрической централизации. Одноэтажное здание поста ЭЦ находилось в нечётной горловине со стороны 2-го пути. С этой же стороны от железнодорожного полотна в чётной горловине располагались ещё два небольших кирпичных строения (возможно, бывший стрелочный пост и помещение для приёмосдатчика). Сбоку от 4-го пути находилась кирпичная будка оператора вагонных весов.
Вагоны в адрес комбикормового завода прибывали на станцию Губкин-Грузовой Южной железной дороги, откуда доставлялись на Совхозную локомотивами комбината «КМАруда» (тепловозы серии ТЭМ1 и ТЭМ2). Маневровая работа на станции и тупиках завода выполнялась 3-осным тепловозом ТГМ, принадлежавшим комбикормовому заводу и не имевшим права выезда на пути МПС.
Схематический план станции Совхозная по состоянию на середину 1980-х годов. составлен автором сайта |
---|
К 2010 году станция уже не использовалась, хотя светофоры продолжали работать. К весне 2013 года все пути были окончательно разобраны.
Использованные источники
[1] Фотография автора сайта.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |