государственный флаг России

Станция Урусово

(Липецкая область)
государственный флаг России
Название Урусово
Регион Липецкая область
Год открытия 1898
Код ЕСР 603235
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Мичуринский регион
до 01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Московско-Курская железная дорога
до 1930 года Рязанско-Уральская железная дорога
Участок Павелец-Тульский – Раненбург (297км 3пк)
Прилегающие
перегоны
Гротовский – Урусово
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ),
Урусово – Троекурово
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 15.09.2019 по видеосъёмке от 04.2017 и спутниковому снимку от 14.06.2019.

Станция Урусово Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в 2,5 км к югу от села Урусово Урусовского сельского поселения Чаплыгинского района Липецкой области на 297-м километре участка Павелец-Тульский – Раненбург. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные перегоны со станций Гротовский и Троекурово, электрифицированные переменным током 25 кВ. Оба перегона оборудованы 3-значной двусторонней автоблокировкой.

Станция Урусово фактически представляет собой разъезд поперечного типа, имеющий 3 пути: 2-й, I-й и 3-й (все электрифицированы). Ко 2-му пути в чётной горловине примыкают тупики тяговой подстанции ЭЧЭ-17 Мичуринской дистанции электроснабжения (ЭЧ-6). Кроме того, сбоку от 2-го пути раньше был уложен ещё один путь, который имел меньшую длину, чем приёмо-отправочные пути, и предназначался для погрузочно-выгрузочных работ, о чём свидетельствут сохранившаяся высокая грузовая платформа длиной около 50 метров. В нечётной горловине находится неохраняемый переезд, оборудованный светофорной сигнализацией.

Между I-м и 3-м путями находится низкая пассажирская платформа с асфальтовым покрытием длиной около 200 метров. Часть платформы приподнята над уровнем рельсов за счёт укладки железобетонных плит. Сбоку от 2-го пути расположено одноэтажное пассажирское здание дореволюционной постройки и прочие станционные строения.

Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных столбах и опорах контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По I-му главному пути установлена наибольшая допускаемая скорость для всех поездов 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

Грузовая работа в настоящее время на станции не ведётся. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Милославское или Раненбург.

Схематический план станции Урусово по состоянию на 2013 год.
Схематический план станции Урусово по состоянию на 2013 год.

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Участок Павелец-Тульский - Раненбург от рзд. Гротовский до рзд. Урусово. Участок Павелец-Тульский - Раненбург от ст. Гротовский до ст. Урусово.
Участок Павелец-Тульский – Раненбург
от рзд. Гротовский до рзд. Урусово.
карта масштаба 1:50 000 на 1925 год
Участок Павелец-Тульский – Раненбург
от ст. Гротовский до ст. Урусово.
карта масштаба 1:100 000 на 1990 год

Разъезд Урусово был открыт в 1898 году[2] при завершении строительства участка Павелец-Тульский – Раненбург Общества Рязанско-Уральской железной дороги. В Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1898 года) Урусово указано без привязки к расстоянию от крупных узлов.

Разъезд Урусово присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.

По видимому, в середине 1920-х годов Урусово получило статус станции.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1925-1936 гг. Урусово указано на расстоянии 297 километров от Москвы.

В 1930 году участок Павелец-Тульский – Раненбург был передан в состав Московско-Курской железной дороги.

01.12.1934 станция Урусово вошла в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Урусово указана на расстоянии 298 километров от Москвы.

В 1946 году станция Урусово вошла в состав Павелецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога. В соответствии с данным Постановлением участок Богоявленск – Павелец-Тульский должен был отойти Московско-Рязанской железной дороге, однако на схеме 1955 года[4] участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) указан в составе Павелецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Данный исторический период станции Урусово требует уточнения.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Московско-Курско-Донбасская, Московско-Рязанская и Московско-Окружная железные дороги были объединены в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу, а Юго-Восточная железная дорога была укрупнена за счёт Мичуринского отделения Московско-Рязанской железной дороги и Елецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. По-видимому, одновременно с этими преобразованиями участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) был передан в состав Мичуринского отделения ЮВЖД.

В перечне станций, входящих в состав Юго-Восточной железной дороги по состоянию на 1959 год, ст. Урусово Мичуринского отделения отнесена к 5-му классу.

01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Мичуринский регион ЮВЖД.

Наличие раздельного пункта Урусово на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Павельца-Сызраньского Павельца-Тульского Троекурово Раненбурга Саратова-Пассажирского
1936 [5] Урусово Лев-Толстовское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 50 12
1940 [6] Урусово 7-е Павелецкое отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги
1943 [7] Урусово Московско-Донбасская железная дорога 552
1944 [8] Урусово Московско-Донбасская железная дорога 43 11
1945 [9]
1948 [10] Урусово Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [11]
1955 [4] Урусово Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [12] Урусово Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги
1968 [13]
1975 [14]
1990 [15]
1999 [16]
2005 [17] Урусово Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги 43 37

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Урусово (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ 944/Н от 07.10.2009 80 60 40 40
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 80 60 40 40
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 80 80 40 40
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 80 80 80 40 40
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 80 80 80 40 40

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 63283)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.