Станция Топиллы(Рязанская область) | ||
Главная → Железные дороги → ЮВЖД → Станция Топиллы |
|
Название | Топиллы |
---|---|
Регион | Рязанская область |
Год открытия | 1898 |
Код ЕСР | 603004 |
Статус | Промежуточная станция 5-го класса |
Принадлежность | ОАО «Российские железные дороги» Юго-Восточная железная дорога Мичуринский регион |
до 01.07.2010 | Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги |
до 1959 года | Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги |
до 1953 года | Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги |
до 1946 года | Московско-Донбасская железная дорога |
до 01.12.1934 | Московско-Курская железная дорога |
до 1930 года | Рязанско-Уральская железная дорога |
Участок | Павелец-Тульский – Раненбург (263км 7пк) |
Прилегающие перегоны | Павелец-Тульский – Топиллы (1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ), Топиллы – Спасское (1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ). |
Часть 1. Современное состояние
Описание составлено 15.08.2019 по видеосъёмке от 04.2017 и спутниковому снимку от 14.06.2019.
Станция Топиллы Мичуринского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в 4-х километрах к юго-западу от села Топилы Павловского сельского поселения Милославского района Рязанской области на 263-м километре участка Павелец-Тульский – Раненбург. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 1-путные перегоны со станций Павелец-Тульский и Спасское, электрифицированные переменным током 25 кВ. Оба перегона оборудованы 3-значной двусторонней автоблокировкой.
Станция Топиллы фактически представляет собой разъезд поперечного типа, имеющий 4 пути: 2-й, I-й, 3-й и 4-й (все электрифицированы). I-й, 3-й и 4-й приёмо-отправочные пути сквозные, из-за расположения станции в кривой все выходные светофоры с данных путей продублированы предупредительными. 2-й путь – тупиковый, в настоящее время практически не используется (накат на рельсах отсутствует). В прошлом 2-й путь являлся сквозным, от него в нечётном направлении начинался подъездной путь к ныне закрытым шахтам треста «Октябрьуголь»: № 43, Топильская № 1 и Топильская № 2. Кроме того, судя по ширине жёстких поперечин контактной сети, сбоку от 4-го пути мог располагаться ещё один приёмо-отправочный путь, а параллельно 2-му пути существовал погрузочно-выгрузочный путь Топильского хлебоприёмного пункта (ХПП). В нечётной горловине находится неохраняемый переезд 4-й категории, оборудованный светофорной сигнализацией.
Между I-м и 3-м путями находится низкая пассажирская платформа с асфальтовым покрытием длиной около 200 метров. Сбоку от 2-го пути расположены: одноэтажное пассажирское здание дореволюционной постройки, прочие станционные строения, здания и сооружения Топильского ХПП (в настоящее время не работает).
Пассажирская платформа и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных опорах контактной сети и столбах.
Станция оборудована электрической централизацией. По I-му главному пути установлена наибольшая допускаемая скорость для всех поездов 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.
По-видимому, грузовая работа в настоящее время на станции не ведётся. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Милославское или Раненбург.
Схематический план станции Топиллы по состоянию на 2013 год. |
---|
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.
Часть 2. Историческая справка
Разъезд Топиллы был открыт
Разъезд Топиллы присутствует в списке станций Российских железных дорог, изданном в 1908 году.
После Октябрьской революции 1917 года, в связи с тем что Донбасс оказался под контролем антибольшевистских сил, Советской власти потребовалось немедленное развитие угольных шахт в Подмосковном бассейне и, в частности, в Рязанской области. От разъезда Топиллы к Князевскому руднику была проложена узкоколейная железная дорога. Перегрузка угля в вагоны широкой колеи осуществлялась на разъезде.
Разъезд Топиллы на топографической карте. Обозначена узкоколейная железная дорога к Князевскому каменноугольному руднику. карта масштаба 1:25 000 по состоянию на 1923 год |
---|
По видимому, в середине 1920-х годов Топиллы получили статус станции.
В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1925-1936 гг. Топиллы указаны на расстоянии 263 километра от Москвы.
В 1930 году участок Павелец-Тульский – Раненбург был передан в состав Московско-Курской железной дороги.
01.12.1934 станция Топиллы вошла в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.
В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) станция Топиллы указана на расстоянии 264 километра от Москвы.
Предположительно в 1930-е годы подъездной путь к шахтам был перешит на широкую колею, и необходимость в перевалке угля на станции отпала.
Разъезд Топиллы на топографической карте. Обозначен ширококолейный подъездной путь к угольным шахтам. карта масштаба 1:100 000 предположительно на конец 1930-х годов | Участок Павелец-Тульский – Раненбург от ст. Павелец-Тульский до ст. Топиллы. карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1990 год |
---|
В 11.1941 станция несколько дней находилась в германской оккупации, но была отбита в ходе контрнаступления советских войск.
В 1946 году станция Топиллы вошла в состав Павелецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.
В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога. В соответствии с данным Постановлением участок Богоявленск – Павелец-Тульский должен был отойти Московско-Рязанской железной дороге, однако на схеме 1955 года[4] участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) указан в составе Павелецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. Данный исторический период станции Топиллы требует уточнения.
В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Московско-Курско-Донбасская, Московско-Рязанская и Московско-Окружная железные дороги были объединены в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу, а Юго-Восточная железная дорога была укрупнена за счёт Мичуринского отделения Московско-Рязанской железной дороги и Елецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. По-видимому, одновременно с этими преобразованиями участок Павелец-Тульский – Раненбург (искл.) был передан в состав Мичуринского отделения ЮВЖД.
В перечне станций, входящих в состав Юго-Восточной железной дороги по состоянию на 1959 год, ст. Топиллы Мичуринского отделения отнесена к 4-му классу.
Предположительно к 1970-м годам угольные шахты треста «Октябрьуголь» № 43, Топильская № 1 и Топильская № 2 были закрыты, а подъездной путь, ведущий к ним от станции Топиллы, – разобран. Во всяком случае, на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году, железная дорога к шахтам уже не отмечена.
01.07.2010 Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Мичуринский регион ЮВЖД.
Наличие раздельного пункта Топиллы на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование раздельного пункта | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | ||||
Павельца-Сызраньского | Павельца-Тульского | Троекурово | Раненбурга | Саратова-Пассажирского | |||
1936 [5] | Топиллы | Лев-Толстовское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги | 16 | – | 45 | – | – |
1940 [6] | Топиллы | 7-е Павелецкое отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги | |||||
1943 [7] | Топиллы | Московско-Донбасская железная дорога | – | – | – | – | 585 |
1944 [8] | Топиллы | Московско-Донбасская железная дорога | – | 9 | 45 | – | – |
1945 [9] | |||||||
1948 [10] | Топиллы | Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги | |||||
1952 [11] | |||||||
1955 [4] | Топиллы | Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги | |||||
1962 [12] | Топиллы | Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги | |||||
1968 [13] | |||||||
1975 [14] | |||||||
1990 [15] | |||||||
1999 [16] | |||||||
2005 [17] | Топиллы | Мичуринское отделение Юго-Восточной железной дороги | – | 9 | – | 71 | – |
Допускаемые скорости движения поездов по ст. Топиллы (км/час):
Регламентирующий приказ | По главным путям и стрелочным переводам | По боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам | |||
для пассажирских поездов | для пригородных поездов | для грузовых поездов | для пассажирских поездов | для грузовых поездов | |
№ 944/Н от 07.10.2009 | 80 | – | 60 | 40 | 40 |
---|---|---|---|---|---|
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 | 80 | – | 60 | 40 | 40 |
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 | 80 | – | 80 | 40 | 40 |
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 | 80 | – | 80 | 40 | 40 |
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 | 80 | 80 | 80 | 40 | 40 |
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 | 80 | 80 | 80 | 40 | 40 |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 63260)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.
[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |