![]() | Остановочный пункт Арчалы (закр.)(Челябинская область) | ![]() |
|
Название | Арчалы |
---|---|
Регион | Челябинская область |
Год открытия | 1931 |
Код ЕСР | 803453 |
Статус | Остановочный пункт (закрытый) |
Принадлежность | – |
до 2017 года | Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги |
до 01.01.2011 | Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 2009 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 03.2005 | Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги |
до 2001 года | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 30.03.1960 | Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги |
до 1946 года | Южно-Уральская железная дорога |
до 15.04.1934 | Пермская железная дорога |
Участок | Золотая Сопка – Карталы (123км 2пк) |
Часть 1. Современное состояние
Остановочный пункт Арчалы расположен на восточной окраине одноимённого посёлка Мичуринского сельского поселения Карталинского района Челябинской области на 123-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Тумак – Карталы (участок Золотая Сопка – Карталы). По обеим сторонам железнодорожного полотна с большим смещением по направлению движения (около 100 метров) находятся пассажирские платформы длиной около 25 метров. Рядом с платформой на Карталы установлен небольшой павильон. На спутниковых фотографиях 2017 года также различим павильон рядом с противоположной платформой, однако в настоящее время он отсутствует.
Справа от железной дороги по направлению на Карталы в некотором отдалении от путей расположено небольшое одноэтажное строение (возможно, бывшее пассажирское здание станции). Все остальные дома посёлка Арчалы лежат в руинах как минимум с 2017 года. По-видимому, данный населённый пункт прекратил своё существование.
Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».
Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.
Часть 2. Историческая справка
В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Арчалы, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.
15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Арчалы вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.
В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Арчалы указан на растоянии 266 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).
Вероятно, после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) разъезд Арчалы был переклассифицирован в станцию.
Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Арчалы продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 268 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Арчалы.
В соответствии с техническо-распорядительным актом от
№№ путей, вытяжек и тупиков | Назначение каждого пути, вытяжки и тупика | №№ стрелок, ограничив. полезную длину пути | Полезная длина в метрах | Вместимость в 2-осн. ваг. (8 м)+ локомотив (20 м) | Наличие колонок для опробования автотормозов | |
От № | До № | |||||
1 | Для приёма и отправления нечётных товарных поездов | 7 | 8 | 700 | 87 | Нет |
---|---|---|---|---|---|---|
II | Для приёма и отправления нечётных пассажирских и товарных поездов | 7 | 8 | 700 | 87 | Нет |
III | Для приёма и отправления чётных пассажирских и товарных поездов | 3 | 4 | 828 | 103 | Нет |
4 | Для приёма и отправления чётных товарных поездов | 3 | 2 | 871 | 109 | Нет |
Все стрелочные переводы управлялись вручную, их указатели имели керосиновое освещение. Для обслуживания стрелок в каждой горловине станции находился стрелочный пост. Ключи от стрелок съездов между главными путями имелись только у ДСП. Пункт водоснабжения паровозов отсутствовал, ближайшие пункты водоснабжения находились на станциях Тамерлан и Карталы.
![]() |
Схематический план станции Арчалы по данным ТРА от 29.07.1943. составлен автором сайта |
---|
С 1946 года станция Арчалы вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.
На схемах
![]() |
Окрестности станции Карталы. карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1987 год |
---|
В 1975 году на месте бывшей станции был открыт
В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.
В 03.2005 остановочный пункт Арчалы вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.
В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.
01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.
В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение остановочного пункта Арчалы – 123,3 км.
Наличие остановочного/раздельного пункта Арчалы на схемах железных дорог:
Год издания схемы | Наименование | Принадлежность | Тарифное расстояние (км) от | |
Золотой Сопки | Карталов | |||
1936 [7] | Арчалы | Карталинское отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | 122 | 7 |
1940 [8] | Арчалы | 6-е Карталинское отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги | ||
1943 [9] | Арчалы | Южно-Уральская железная дорога | 123 | – |
1944 [10] | Арчалы | Южно-Уральская железная дорога | 123 | 7 |
1945 [11] | ||||
1948 [12] | Арчалы | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги | ||
1952 [13] | ||||
1955 [14] | Арчалы | Южно-Уральская железная дорога | ? | ? |
1962 [3] | – | – | – | – |
1968 [4] | ||||
1975 [5] | ||||
1990 [15] | О.п. Арчалы | Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги | 123 | 7 |
1999 [16] | ||||
2005 [17] |
Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84894)[6]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.
Использованные источники
[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта
[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.
[3] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.
[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.
[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.
[6] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.
[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.
[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.
[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.
[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.
[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.
[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.
[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.
[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.
[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.
[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.
[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.
ГЛАВНАЯ | СХЕМА | ДОКУМЕНТЫ | СИГНАЛИЗАЦИЯ | ОТЧЁТЫ |