государственный флаг России

Остановочный пункт Арчалы (закр.)

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название Арчалы
Регион Челябинская область
Год открытия 1931
Код ЕСР 803453
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 2017 года Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Золотая Сопка – Карталы (123км 2пк)

Часть 1. Современное состояние

Остановочный пункт Арчалы расположен на восточной окраине одноимённого посёлка Мичуринского сельского поселения Карталинского района Челябинской области на 123-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Тумак – Карталы (участок Золотая Сопка – Карталы). По обеим сторонам железнодорожного полотна с большим смещением по направлению движения (около 100 метров) находятся пассажирские платформы длиной около 25 метров. Рядом с платформой на Карталы установлен небольшой павильон. На спутниковых фотографиях 2017 года также различим павильон рядом с противоположной платформой, однако в настоящее время он отсутствует.

Справа от железной дороги по направлению на Карталы в некотором отдалении от путей расположено небольшое одноэтажное строение (возможно, бывшее пассажирское здание станции). Все остальные дома посёлка Арчалы лежат в руинах как минимум с 2017 года. По-видимому, данный населённый пункт прекратил своё существование.

Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• посадка и высадка пассажиров на поезда пригородного и местного сообщения; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Арчалы, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Арчалы вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Арчалы указан на растоянии 266 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

Вероятно, после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) разъезд Арчалы был переклассифицирован в станцию.

Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Арчалы продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 268 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Арчалы.

В соответствии с техническо-распорядительным актом от 29.07.1943[2] Арчалы числится как станция, к которой примыкают два 2-путных перегона со станций Тумак и Карталы. Станция Арчалы имела четыре пути:

№№ путей,
вытяжек
и тупиков
Назначение каждого пути,
вытяжки и тупика
№№ стрелок, ограничив.
полезную длину пути
Полезная
длина
в метрах
Вместимость
в 2-осн. ваг. (8 м)+
локомотив (20 м)
Наличие колонок
для опробования
автотормозов
От № До №
1 Для приёма и отправления нечётных товарных поездов 7 8 700 87 Нет
II Для приёма и отправления нечётных пассажирских и товарных поездов 7 8 700 87 Нет
III Для приёма и отправления чётных пассажирских и товарных поездов 3 4 828 103 Нет
4 Для приёма и отправления чётных товарных поездов 3 2 871 109 Нет

Все стрелочные переводы управлялись вручную, их указатели имели керосиновое освещение. Для обслуживания стрелок в каждой горловине станции находился стрелочный пост. Ключи от стрелок съездов между главными путями имелись только у ДСП. Пункт водоснабжения паровозов отсутствовал, ближайшие пункты водоснабжения находились на станциях Тамерлан и Карталы.

Схематический план станции Арчалы по данным ТРА от 29.07.1943
Схематический план станции Арчалы по данным ТРА от 29.07.1943.
составлен автором сайта

С 1946 года станция Арчалы вошла в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схемах 1962-1975[3][4][5] годов ст. Арчалы отсутствует. Вероятно, в конце 1950-х годов станция была разобрана.

Окрестности станции Карталы
Окрестности станции Карталы.
карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1987 год

В 1975 году на месте бывшей станции был открыт о.п. Арчалы.[6] Остановочный пункт входил в состав Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 остановочный пункт Арчалы вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 местоположение остановочного пункта Арчалы – 123,3 км.

Наличие остановочного/раздельного пункта Арчалы на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Золотой Сопки Карталов
1936 [7] Арчалы Карталинское отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 122 7
1940 [8] Арчалы 6-е Карталинское отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [9] Арчалы Южно-Уральская железная дорога 123
1944 [10] Арчалы Южно-Уральская железная дорога 123 7
1945 [11]
1948 [12] Арчалы Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
1952 [13]
1955 [14] Арчалы Южно-Уральская железная дорога ? ?
1962 [3]
1968 [4]
1975 [5]
1990 [15] О.п. Арчалы Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 123 7
1999 [16]
2005 [17]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84894)[6]:
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[3] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[6] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.