государственный флаг Греции

Пять минут на греческой железной дороге:
станция Каламбака

государственный флаг Греции

Отправляясь в отпуск на остров Корфу, я и представить не мог, что эта поездка в Грецию сможет предоставить возможность сделать несколько железнодорожных фотографий. И хотя греческие железные дороги не входят в тематику данного сайта, я хотел бы поделиться с читателями своими снимками.

29.09.2019 во время экскурсионной поездки на материковую часть Греции к монастырям Метеоры наш автобус сделал остановку на обед в городе Каламбака, всего в нескольких сотнях метров от здешней железнодорожной станции. Я не мог упустить возможности заглянуть туда. Две минуты быстрого шага, и я на станции. Главным её украшением бесспорно являлся стоявший на первом пути от пассажирского здания поезд 885 Каламбака – Афины во главе с тепловозом класса 220 под номером 016.

Станция Каламбака. Тепловоз OSE220-016 с пассажирским поездом 885 Каламбака - Афины. Станция Каламбака. Тепловоз OSE220-016 с пассажирским поездом 885 Каламбака - Афины.
Тепловоз OSE220-016
с пассажирским поездом 885 Каламбака – Афины. [1]
Тепловоз OSE220-016
с пассажирским поездом 885 Каламбака – Афины. [1]

На заднем плане фотографий хорошо видны те самые скалы, на вершинах которых приютились монастыри, куда и устремляются толпы туристов. Возвращаясь к увиденному поезду, хочу отметить, что он прибыл на эту тупиковую станцию около часа назад, локомотив успел обогнаться, но до отправления в греческую столицу оставалось ещё не меньше пяти часов.

Покопавшись в Интернете, удалось установить, что пассажирские тепловозы данного класса в количестве 36 штук были закуплены Грецией в предверии Олимпийских игр 2004 года у германской фирмы Adtranz. Интересной особенностью этих локомотивов, способных развивать скорость 160 км/час, являлось наличие сразу двух дизелей суммарной мощностью 2800 л/с. Это было вызвано повышенными требованиями по надёжности. Другая фишка тепловозов класса 220 – возможность перестройки в электровоз мощностью до 7400 л/с с максимальной скоростью 200 км/час. Все тепловозы данного класса приписаны к депо Афины и обслуживают пассажирские поезда на всей территории Греции.

Схематический план станции Каламбака по состоянию на 2019 год.
Схематический план станции Каламбака по состоянию на 2019 год.

Станция Каламбака была открыта 16.06.1886 в составе Фессалийских железных дорог. Это тупиковая станция, расположенная на 81-м километре линии Палеофарсалос – Каламбака, к которой примыкает с востока однопутный неэлектрифицированный перегон от станции Трикала. Первоначально ширина колеи на этой ветке составляла 1000 мм. Только в 2001 году линия Палеофарсалос – Каламбака была перешита на стандартную европейскую колею 1435 мм. Длина линии составляет 80,44 км, максимально допустимая нагрузка на ось – 22,5 тонны, минимальный радиус кривых – 300 метров, максимальный уклон – 13,3 ‰. Существует проект электрификации линии и оборудования её современными системами сигнализации и блокировки в срок до 2022 года.

Станция имеет три приёмо-отправочных пути. Поскольку истинной нумерации путей я не нашёл, условно буду вести отчёт от пассажирского здания, которое расположено к северу от железнодорожного полотна. Сбоку от 1-го пути расположена низкая пассажирская платформа, покрытая тротуарной плиткой. Часть платформы защищена от солнца и осадков навесом, закреплённым на пассажирском здании. Между 2-м и 3-м путями находится ещё одна пассажирская платформа высотой 76 см, также покрытая тротуарной плиткой. Длина платформы около 160 метров (по официальным документам 175 метров), почти половина её накрыта навесом для защиты от солнца и осадков. Обе платформы соединяются пешеходным мостом, оборудованным лифтами для инвалидов. И мост, и платформы были сооружены в ходе масштабной реконструкции линии одновременно с перешивкой колеи.

3-й путь – тупиковый, практически не используется (накат на рельсах отсутствует), 1-й и 2-й пути в западной горловине сходятся, образуя тупик для обгона локомотивов. От 1-го пути в сторону западной горловины ответвляется ещё один тупик, рядом с которым находится пакгауз с грузовой платформой. Шпалы на всех путях железобетонные.

Станция Каламбака. Островная пассажирская платформа. Станция Каламбака. Островная пассажирская платформа.
Островная пассажирская платформа. [1] Островная пассажирская платформа. [1]

Станция Каламбака. Боковая пассажирская платформа. Станция Каламбака. Вид в сторону станции Трикала.
Боковая пассажирская платформа. [1] Вид в сторону станции Трикала. [1]

Станция Каламбака. Недействующее депо.
Недействующее депо. [1]

На последнем фото видно заброшенное здание, стоящее параллельно путям. Оно имеет двое ворот, соразмерных габаритам подвижного состава, что позволяет предположить в нём заброшенное депо. Однако следов путей, подходящих к нему, не сохранилось. Впрочем, на исторических фотографиях, относящихся к узкоколейному периоду, на 1-м пути рядом с пассажирским зданием заметен стрелочный перевод, ведущий в направлении этого здания.

В тупиковой горловине сохранился узкоколейный поворотный круг и устройство водоснабжения паровозов. Там же находится здание, построенное, по-видимому, на рубеже XIX-XX веков.

Станция Каламбака. Недействующий поворотный круг и устройство водоснабжения паровозов. Станция Каламбака. Здание в тупиковой горловине.
Недействующий поворотный круг
и устройство водоснабжения паровозов.
январь 2012 года [2]
Здание в тупиковой горловине.
январь 2012 года [2]

Каковы же отличительные особенности железных дорог Греции? Традиционное граффити на зданиях и вагонах, характерное для средиземноморских стран, бросается в глаза с первого взгляда. Стрелочные переводы на станции Каламбака – ручные, причём привычные для отечественных железных дорог правила нумерации в зависимости от чётной или нечётной горловины здесь не действуют. В восточной горловине, куда примыкает однопутный перегон от станции Трикала, находятся стрелки под номерами 1 и 2, в тупиковой горловине – 3 и 4. Насколько я смог разобраться, положение чёрно-белого балансира по отношению к стрелочному указателю (слева или справа) совпадает с положением стрелочного перевода. Стёкла освещаемых указателей на увиденных мною стрелках отсутствовали: скорее всего, были разбиты местными вандалами.

Станция Каламбака. Ручной стрелочный перевод. Станция Каламбака. Вид в сторону тупиковой горловины.
Ручной стрелочный перевод. [1] Вид в сторону тупиковой горловины. [1]

Выходные светофоры с приёмо-отправочных путей отсутствуют, однако имеются аналоги отечественных предельных столбиков: железобетоные блоки, подкрашенные в оранжевый цвет в шахматном порядке.

Станция Каламбака. Вид в сторону тупиковой горловины. Станция Каламбака. Вид в сторону тупиковой горловины.
Вид в сторону тупиковой горловины. [1] Вид в сторону тупиковой горловины. [1]

Около выходной стрелки в сторону однопутного перегона на станцию Трикала наличествует однозначный мачтовый светофор с литерой «2». По результатам своих исследований во Всемирной паутине я склонился к мысли, что это заградительный светофор. В данном случае вместе с аналогичным светофором, установленным со стороны станции Трикала, он ограждает сразу два переезда, расположенных в 500-х метрах друг от друга. В 650 метрах от выходной стрелки со стороны перегона установлен также 2-значный мачтовый светофор (тоже с литерой «2»), возможно выполняющий роль входного.

Станция Каламбака. Вид в сторону станции Трикала. Станция Каламбака. Вид в сторону станции Трикала.
Вид в сторону станции Трикала. [1] Вид в сторону станции Трикала.
Виден знак, разрешающий скорость 80 км/час. [1]

Километровые знаки мне не попались, зато пикетные знаки понатыканы каждые 10 метров и представляют собой вбитые в грунт рельсы, выкрашенные в красный или чёрно-белый цвет. Впрочем, попадаются целые участки, где пикетные знаки отсутствуют. Обозначений на них я не заметил, но в Интернете встречал фотографии, где видны нанесённые на пикетные знаки греческие цифры.

На этом, пожалуй, я и закончу свой маленький обзор греческой железнодорожной станции.

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Сайт http://www.google.ru/maps/.