государственный флаг России

Станция Лев Толстой

(Липецкая область)
государственный флаг России
Название Лев Толстой
Прежние названия Астапово
Регион Липецкая область
Год открытия 1890
Код ЕСР 594303
Статус Станция 3-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Павелецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Павелецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Московско-Курская железная дорога
до 1930 года Рязанско-Уральская железная дорога
до 11.01.1892 Рязанско-Козловская железная дорога
Участок Лев Толстой – Елец (1км 1пк)
Раненбург – Лев Толстой (36км 3пк)
Прилегающие
перегоны
Раненбург – Лев Толстой
(1-путный, неэлектрифицированный),
Лев Толстой – Данков
(1-путный, неэлектрифицированный),
Лев Толстой – Лебедянь
(1-путный, неэлектрифицированный),
Троекурово – Лев Толстой
(1-путный, разобранный).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 21.11.2021.

Станция Лев Толстой Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположена в посёлке Лев Толстой Лев-Толстовского района Липецкой области. Станция является узловой: она находится на 36-м километре линии Раненбург – Лев Толстой – Куликово Поле, а также от неё берёт начало линия Лев Толстой – Елец. По объёму работы относится к 3-му классу. К станции примыкают три перегона:
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Раненбург, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки; по которому осуществляется движение грузовых поездов обоих направлений;
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Данков, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки; по которому осуществляется движение грузовых поездов обоих направлений;
• 1-путный неэлектрифицированный со станции Лебедянь, оборудованный устройствами полуавтоматической блокировки; по которому осуществляется движение грузовых поездов обоих направлений.

Станция Лев Толстой поперечного типа, имеет 9 приёмо-отправочных путей (3-й, I-й, II-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й и 9-й). Параллельно 9-му пути уложен 14-й тупик, к которому примыкает подъездной путь на комбикормовый завод ОАО «Липецкмясопром». Между 9-м и 14-м путями раньше находились приёмо-отправочные пути №№ 10-13, разобранные, по-видимому, в 1990-х годах. В нечётной горловине к продолжению 4-го пути примыкает подъездной путь Лев-Толстовского хлебоприёмного предприятия, там же раньше находилось примыкание подъездного пути СХПК «Сельхозхимия», ныне разобранного.

До разборки в 1998 году железнодорожной линии Троекурово – Лев Толстой в нечётной горловине I-й путь переходил в 1-путный перегон на станцию Троекурово. Сейчас от него остался тупик № 38А, к которому примыкает путь, ведущий к гаражам путевой техники.

В чётной горловине вдоль перегонного пути на Данков находятся тупики базы Лев-Толстовской дистанции пути (ПЧ-16). Есть основания предполагать, что на месте базы в прошлом располагался Смоленский парк станции Лев Толстой (приёмо-отправочный).

Между I-м и 3-м путями находится пассажирское здание, состоящее из двух частей – одноэтажной деревянной и двухэтажной кирпичной, несколько других станционных построек, а также паровоз-памятник Ов-5804 и семафор. Почти всё междупутное пространство выложено плиткой, около 3-го пути из железобетонных плит сооружена низкая пассажирская платформа длиной 120 метров, аналогичная платформа длиной 78 метров есть и вдоль I-го пути.

Между I-м и II-м путями расположена ещё одна низкая пассажирская платформа длиной 120 метров, сооружённая из железобетонных плит.

Над станционными путями построен пешеходный мост, имеющий выход к междупутью пассажирского здания.

Сбоку от 3-го пути сохранились несколько исторических строений: быший дом начальника станции, где скончался писатель; амбулатория, телеграф, железнодорожное училище, водонапорная башня. Некоторые из этих зданий признаны памятниками архитектуры и являются частью музея Л. Н. Толстого. Вторая, более старая водонапорная башня, построенная на рубеже XIX-XX вв. 23.06.2019 обрушилась. С этой же стороны от железнодорожных путей, ближе к чётной горловине, находится веерное здание бывшего паровозного депо.

Пассажирские платформы освещаются фонарями на металлических столбах, стилизованных под старину, а стрелочные горловины и пути – светильниками, установленными на трёх металлических осветительных мачтах.

Станция оборудована электрической централизацией стрелок и сигналов, 3-этажный пост ЭЦ расположен сбоку от 14-го тупика по другую сторону путей от пассажирского здания.

По главным путям станции установлена допускаемая скорость 40 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и съездам главного хода – 25 км/час.

В горловинах станции Лев Толстой расположены 3 неохраняемых регулируемых переезда со светофорной сигнализацией: на 35-м и 37-м километрах линии Раненбург – Лев Толстой – Куликово Поле и на 1-м километре линии Лев Толстой – Елец.

Для выполнения маневровой работы к станции приписан тепловоз серии ЧМЭ3.

С 20.01.2014 года регулярная пассажирская работа на станции не производится, однако 18.09.2021 и 30.10.2021 здесь совершал остановку туристический поезд, следующий по маршруту Москва – Елец – Лев Толстой – Липецк – Москва. Следующее посещение туристического поезда запланировано на 05.03.2022.

Станция Лев Толстой. Чётная горловина. Вид в сторону ст. Данков от переезда на 37-м километре. 07.2019. Станция Лев Толстой. Чётная горловина. Вид в сторону станции от переезда на 37-м километре. 07.2019.
Чётная горловина.
Вид в сторону ст. Данков от переезда на 37-м километре.
июль 2019 года [1]
Чётная горловина.
Вид в сторону станции от переезда на 37-м километре.
июль 2019 года [1]
Станция Лев Толстой. Чётная горловина. Вид в сторону станции от переезда на 1-м километре. 07.2019. Станция Лев Толстой. Пост ЭЦ. 07.2019.
Чётная горловина.
Вид в сторону станции от переезда на 1-м километре.
июль 2019 года [1]
Пост ЭЦ.
июль 2019 года [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Железнодорожные станции Астапово, Конюшки и Раненбург по состоянию на 1903 год.
Железнодорожные станции Астапово,
Конюшки и Раненбург по состоянию на 1903 год. [3]

Станция Астапово Рязанско-Козловской железной дороги была открыта в 1890 году[4] (проектный план станции был утверждён министром путей сообщения приказом № 2214 от 15.12.1889). Своё название она получила от села, расположенного в 5 километрах к востоку. Станция изначально являлась узловой: движение поездов на участках Богоявленск – Астапово – Лебедянь и Астапово – Данков общей протяжённостью 107 вёрст главного пути было открыто 18.11.1890{1}.

Первоначально станция Астапово относилась к IV-му классу, одноэтажное деревянное здание вокзала было сооружено в стилевых формах классицизма (сохраняется как памятник архитектуры до настоящего времени).

11.01.1892{1} Общество Рязанско-Козловской железной дороги преобразовано в Общество Рязанско-Уральской железной дороги.

Благодаря стремительному строительству новых линий Рязанско-Уральской железной дороги Астапово из второстепенной станции на тупиковой ветке постепенно становилась важным транспортным узлом. 22.04.1894{1} пошли поезда от Лебедяни до Ельца. В 01.1898 к станции Астапово примкнуло 4-е направление: открылось движение поездов на линии Астапово – Конюшки (в настоящее время – Троекурово) протяжённостью 27 вёрст. В следующем году железная дорога была продлена от Данкова до Смоленска, а в 1900 году Рязанско-Уральская железная дорога через Конюшки и Павелец получила выход на Москву.

Увеличившийся поток грузов и пассажиров потребовал дальнейшего развития станции, переведённой в III-й класс. Согласно списку станций 1897 года[8] в Астапово уже был буфет. В 1903 году было построено новое кирпичное двухэтажное здание вокзала, примкнувшее к старому деревянному. К 1910 году построили две линии жилых зданий с казёнными квартирами для служащих станции, водонапорную башню, железнодорожное училище и церковь-школу при нём, паровозное депо, мастерские, пакгаузы и т. д. Здание железнодорожного училища и новый вокзал были сооружены в стилевых формах эклектики с элементами модерна. Тогда же была благоустроена территория станции: замощены улицы и подъезды, разбит небольшой парк, устроена оранжерея.

Печальную известность станция Астапово приобрела в 1910 году. 31 октября{1} на ней сошёл с поезда тяжелобольной Л. Н. Толстой, которому начальник станции И. И. Озолин предоставил комнату в своём доме. Болезнь прогрессировала, и 7 ноября{1} великий русский писатель скончался. В доме начальника станции, где прошли последние дни Толстого, был в дальнейшем оборудован музей, а вокзальные часы навсегда остановили на 6:05 – времени, когда перестало биться сердце Льва Николаевича.

Станция Астапово. Траурный поезд с телом Л.Н. Толстого. 08.11.1910. Станция Астапово. Северная пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Данков. 1910 год.
Траурный поезд с телом Л. Н. Толстого.
08.11.1910. Фотография С. Г. Овчинникова[9]
Северная пассажирская платформа. Вид в сторону ст. Данков.
1910 год.[9]
Станция Астапово. Дом начальника станции И.И. Озолина - место кончины Л.Н. Толстого. 1910 год. Станция Астапово. Паровозное депо. 1910 год.
Дом начальника станции
И. И. Озолина – место кончины Л. Н. Толстого.
1910 год.[9]
Паровозное депо.
1910 год.
Станция Астапово. Восточная горловина. 1910 год. Станция Астапово. Пассажирское здание. 1910 год.
Восточная горловина.
1910 год.[9]
Пассажирское здание.
Кадр из кинохроники 1910 года.[9]

Описание станции Астапово по книге «Рязанско-Уральская желѣзная дорога и ея районъ» 1913 года:

Астапово. (521 вер. отъ Смоленска, въ Данковск. уѣздѣ). Узловая станція для линій, идущихъ изъ Ельца въ Москву и изъ Смоленска въ Саратовъ.

Ст. Астапово расположена въ безводной мѣстности и вода доставляется сюда водопроводомъ изъ двухъ буровыхъ скважинъ водокачки въ селѣ Племянннковѣ въ 4½. вер. отъ станціи.

Въ образовавшемся при станціи поселкѣ, около 100 домовъ, три мельницы, желѣзнодорожное училище, церковь, почтово-телеграфное отдѣленіе и нѣсколько торговыхъ заведеній.

На станціи коренное депо, паровозное зданіе на 16 стойлъ и мастерская для малаго ремонта паровозовъ.

Въ 1911 г. со станціи Астапово отправлено около 14 тыс. пассажировъ и 407 тыс. пуд. грузовъ; прибыло грузовъ 521 т. п. Въ отправленіи преобладалъ хлѣбъ въ зернѣ, въ прибытіи –лѣсные матеріалы, бакалейные товары и проч. [10]

В 11.1918 станция Астапово и пристанционный посёлок переименованы в Лев Толстой.{2}

В 1930 году станция была передана в состав Московско-Курской железной дороги.

01.12.1934 ст. Лев Толстой вошла в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В 1946 году станция Лев Толстой вошла в состав Павелецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 Московско-Курско-Донбасская, Московско-Рязанская и Московско-Окружная железные дороги были объединены в Московско-Курско-Донбасскую железную дорогу, а Юго-Восточная железная дорога была укрупнена за счёт Мичуринского отделения Московско-Рязанской железной дороги и Елецкого отделения Московско-Курско-Донбасской железной дороги. По-видимому, одновременно с этими преобразованиями станция Лев Толстой была передана в состав Елецкого отделения ЮВЖД.

В перечне станций, входящих в состав Юго-Восточной железной дороги по состоянию на 1959 год, ст. Лев Толстой Елецкого отделения отнесена ко 2-му классу.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62420)[4]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Производимые коммерческие операции по состоянию на 1985 год (код ЕСР – 594303)[11]:
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача мелких отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.

В 1994 (или в 1995) году движение поездов на линии Троекурово – Лев Толстой было оcтановлено из-за просадки опоры моста на 11-м километре. По причине небольших объёмов движения ремонт моста сочли нецелесообразным, и в 1998 году линия была разобрана.

По-видимому, в конце 1990-х гг. в связи с сокращением объёмов движения и закрытием участков Троекурово – Лев Толстой и Волово – Куликово Поле были разобраны приёмо-отправочные пути №№ 9-13 и Смоленский парк, служащий для приёма и отправления поездов Воловского направления.

В 2001 году было закрыто оборотное депо Лев Толстой (филиал ТЧ-14 Елец).

20.03.2008 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 85 разрешено примыкание железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Липецкмясопром» к 22-му пути станции (ПК 16+35,07).

01.07.2010 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги вошло в состав Белгородского региона ЮВЖД.

Схематический план станции Лев Толстой по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Лев Толстой по состоянию на 2013 год.

20.01.2014 из-за недостатка компенсации субъектами РФ убытков от государственного регулирования тарифов на Юго-Восточной железной дороге отменены пригородные поезда:
• №№ 6666/6665 Елец – Лев Толстой – Елец;
• №№ 6402/6401 Елец – Лев Толстой – Елец;
• №№ 6661/6662 Лев Толстой – Куликово Поле – Лев Толстой;
• №№ 6663/6664 Лев Толстой – Куликово Поле – Лев Толстой.
Таким образом, станция Лев Толстой лишилась регулярного пассажирского сообщения.

В 2015 году на станции был восстановлен приёмо-отправочный путь № 9.

Допускаемые скорости движения поездов по ст. Лев Толстой (км/час):

Регламентирующий приказ По главным путям и стрелочным переводам По боковым приёмо-отправочным
путям и стрелочным переводам
для пассажирских
поездов
для пригородных
поездов
для грузовых
поездов
для пассажирских
поездов
для грузовых
поездов
№ 944/Н от 07.10.2009 25 25 25 25
№ ЮВОСТ-444 от 02.07.2012 25 25 25 25
№ ЮВОСТ ДИ-192 от 14.05.2013 25 25 25 25
№ ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 25 25 25 25
№ ЮВОСТ-13 от 22.01.2018 25 25 25 25 25
№ ЦДИ-457 от 21.12.2018 40 40 40 25 25


Примечания

{1} Дата указана по старому стилю.

{2} По мнению авторов справочника железнодорожных станций 1981 года[4], бывшая станция Астапово с 1918 по 1932 год имела наименование станция Льва Толстого. Однако это не подтверждается расписаниями поездов тех лет, где указана станция Лев Толстой.

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Планы узловыхъ и концевыхъ пунктовъ сѣти желѣзныхъ и гл. водныхъ путей. – СПб: Отдѣлъ статистики и картографiи Министерства путей сообщенiя, 1903.

[4] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[5] Верховской В. М. Историческiй очеркъ развитiя желѣзныхъ дорогъ въ Россiи съ ихъ основанiя по 1897 г. включительно (выпускъ второй) – С.-ПЕТЕРБУРГЪ: Типографiя Министерства Путей Сообщенiя, 1899.

[6] Справочникъ для желѣзнодорожныхъ статистическихъ отдѣловъ (списки станцiй россiйскихъ желѣзныхъ дорогъ въ алфавитномъ и географическомъ порядкѣ ихъ расположенiя, свѣдѣнiя о переименованiи станцiй, объ открытiи новыхъ линiй и проч.). – СПб.: Типографiя Спб. Товарищества Печ. и Издат. дѣла „Трудъ“, 1913.

[7] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[8] Полный списокъ станцiй всѣх Россiйскихъ желѣзныхъ дорогъ. – СПб: Типографiя Министерства Путей Сообщенiя, 1897.

[9] Сайт «PastVu – ретроспектива среды обитания человечества».

[10] Рязанско-Уральская желѣзная дорога и ея районъ. – СПб.: Типо-Литографiя Н. I. Евстифѣева, 1913.

[11] Тарифное руководство № 4. Книга 2. Алфавитный список железнодорожных станций – М., «Транспорт», 1985.

[12] Официальный сайт АО «ППК «Черноземье».