государственный флаг Казахстана

Остановочный пункт Еманкино (закр.)

(Костанайская область)
государственный флаг Казахстана
Название Еманкино
Регион Костанайская область
Год открытия 1931
Код ЕСР 803612
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 2012 года Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Золотая Сопка – Карталы (15км 2пк)

Современное состояние

Остановочный пункт Еманкино расположен в шести километрах к северо-западу от села Новотроицкое Новотроицкого сельского округа Карабалыкского района Костанайской области (Республика Казахстан) на 15-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Золотая Сопка – Магнай (участок Золотая Сопка – Карталы). Справа от железной дороги по направлению на ст. Магнай расположено одноэтажное строение (вероятно, здание бывшего обгонного пункта). По обеим сторонам железнодорожного полотна с небольшим смещением по направлению движения раньше находились пассажирские платформы длиной около 25 метров (присутствуют на спутниковых снимках 2005-2014 гг). К 2017 году платформы были демонтированы. Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• грузовые и пассажирские операции не производятся.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Еманкино, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Еманкино вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Еманкино указан на растоянии 159 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

Вероятно, после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) Еманкино был переклассифицирован в обгонный пункт.

Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Еманкино продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 160 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Еманкино.

В соответствии с техническо-распорядительным актом от 10.08.1943[1] Еманкино числится, как обгонный пункт, к которому примыкают два 2-путных перегона со станций Золотая Сопка и Магнай. Кроме двух главных путей имелся один боковой:

№№ путей,
вытяжек
и тупиков
Назначение каждого пути,
вытяжки и тупика
№№ стрелок, ограничив.
полезную длину пути
Полезная
длина
в метрах
Вместимость
в 2-осн. ваг. (8 м)+
локомотив (20 м)
Наличие колонок
для опробования
автотормозов
От № До №
I Для пропуска пассажирских и товарных нечётных поездов 5 6 812 97 Нет
III Для пропуска товарных чётных поездов 3 2 881 106 Нет
II Для пропуска пассажирских и товарных чётных поездов 3 4 827 98 Нет

Все стрелочные переводы управлялись вручную, указатели имели керосиновое освещение. Для обслуживания стрелок в каждой горловине обгонного пункта находился стрелочный пост. Ключи от стрелок съездов между главными путями имелись только у ДСП. Пункт водоснабжения паровозов на обгонном пункте отсутствовал, ближайшие пункты водоснабжения находились на станциях Золотая Сопка и Бускуль.

Схематический план обгонного пункта Еманкино по ТРА от 10.08.1943
Схематический план обгонного пункта Еманкино по данным ТРА от 10.08.1943.
составлен автором сайта

С 1946 года обгонный пункт Еманкино вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схемах 1955-1975[2][3][4][5] годов Еманкино отсутствует. Вероятно, что после внедрения на участке релейной полуавтоблокировки обгонный пункт был разобран.

О.п. Еманкино вновь появляется в справочнике 1981 года[6] в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 остановочный пункт Еманкино вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 остановочный пункт отсутствует.

Наличие остановочного/раздельного пункта Еманкино на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Золотой Сопки Карталов
1936 [7] Еманкино Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 14 115
1940 [8] Еманкино 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги
1943 [9] Еманкино Южно-Уральская железная дорога 14
1944 [10] Еманкино Южно-Уральская железная дорога 15 115
1945 [11]
1948 [12] Еманкино Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги 15 115
1952 [13]
1955 [2]
1962 [3]
1968 [4]
1975 [5]
1990 [14] О.п. Еманкино Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 14 116
1999 [15]
2005 [16]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84941):
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.[6]

Использованные источники

[1] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[3] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[6] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.