государственный флаг России

Остановочный пункт 94 км (закр.)

(Челябинская область)
государственный флаг России
Название 94 км
Прежние названия Катенино
Регион Челябинская область
Год открытия 1931
Код ЕСР 803415
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 2012 года Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Золотая Сопка – Карталы (94км 2пк)

Современное состояние

Остановочный пункт 94 км расположен в 3-х километрах к востоку от посёлка Кызыл-Маяк Варненского сельского поселения Варненского района Челябинской области на 94-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Тамерлан – Тумак (участок Золотая Сопка – Карталы). По обеим сторонам железнодорожного полотна с небольшим смещением по направлению движения находятся пассажирские платформы: по направлению на ст. Тамерлан длиной около 30 метров (построена не позднее 2005 года), на обп. Тумак – около 18 метров (построена не позднее 2011 года). Справа от железной дороги по направлению на обгонный пункт Тумак в некотором отдалении от путей имеется одноэтажное здание (вероятно, бывшее помещение путевого поста). Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• грузовые и пассажирские операции не производятся.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Катенино, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Катенино вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Катенино указан на растоянии 238 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

Можно предположить, что после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) Катенино потеряло своё путевое развитие и статус разъезда, так как отсутствует на схеме 1936 года[1].

Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Катенино продолжает числиться в качестве разъезда на расстоянии 239 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Катенино.

С 1946 года путевой пост Катенино вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схеме 1948 года[2] Катенино отсутствует.

В соответствии с техническо-распорядительным актом от 23.09.1954 Катенино числится, как путевой пост, к которому примыкают два 2-путных перегона со станций Тамерлан и Тумак. Входные однокрылые семафоры управлялись из помещения поста.

Схематический план путевого поста Катенино из ТРА от 23.09.1954
Схематический план путевого поста Катенино из техническо-распорядительного акта от 23.09.1954.
ОГАЧО, ф. Р-1607, оп. 2, д. 1581, л. 2 [3]

На схемах 1955-1975[4][5][6][7] годов Катенино отсутствует. Вероятно, что после внедрения на участке релейной полуавтоблокировки надобность в путевом посте отпала.

Участок от остановочного пункта 94 км до обгонного пункта Тумак
Участок от о.п. 94 км до обп. Тумак.
карта масштаба 1:100 000
по состоянию на 1987 год

На топографической карте с состоянием местности на 1987 год на месте путевого поста Катенино в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги появляется остановочный пункт 94 км.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 о.п. 94 км вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 остановочный пункт отсутствует.

Наличие остановочного/раздельного пункта 94 км на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Золотой Сопки Карталов
1936 [1]
1940 [8] Катенино 6-е Карталинское отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 93 36
1943 [9]
1944 [10] Катенино Южно-Уральская железная дорога 94 36
1945 [11]
1948 [2]
1952 [12] Катенино Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги 94 36
1955 [4]
1962 [5]
1968 [6]
1975 [7]
1990 [13] О.п. 94 км Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 94 36
1999 [14]
2005 [15]


Использованные источники

[1] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[3] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[14] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.