государственный флаг Казахстана

Остановочный пункт Исян (закр.)

(Костанайская область)
государственный флаг Казахстана
Название Исян
Регион Костанайская область
Год открытия 1931
Код ЕСР 803519
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 2012 года Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги
до 01.01.2011 Челябинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 2009 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 03.2005 Карталинский регион Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги
до 2001 года Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги
до 30.03.1960 Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги
до 1946 года Южно-Уральская железная дорога
до 15.04.1934 Пермская железная дорога
Участок Золотая Сопка – Карталы (52км 1пк)

Современное состояние

Остановочный пункт Исян расположен в восьми километрах к юго-западу от села Босколь Боскольского сельского округа Карабалыкского района Костанайской области (Республика Казахстан) на 52-м километре 2-путного электрифицированного постоянным током 3 кВ перегона Бускуль – Тамерлан (участок Золотая Сопка – Карталы). Справа от железной дороги по направлению на ст. Бускуль расположена пассажирская платформа длиной около 13 метров. Пригородные поезда здесь не останавливаются, однако остановочный пункт продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• грузовые и пассажирские операции не производятся.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

В 1931 году на участке Троицк – Карталы ударными темпами велось строительство целого ряда разъездов для увеличения пропускной способности железной дороги, ведущей на Магнитогорский металлургический комбинат. В их числе, по-видимому, был и разъезд Исян, вошедший в состав 5-го эксплуатационного района Пермской железной дороги.

15.04.1934 в результате разукрупнения Управления Пермской железной дороги разъезд Исян вошёл в состав вновь образованной Южно-Уральской железной дороги.

В Официальных указателях пассажирских сообщений (зимнее движение 1934-1935 гг. и летнее движение 1936 года) разъезд Исян указан на растоянии 195 километров от Челябинска (через станцию Полетаево II).

Можно предположить, что после укладки второго пути на участке Троицк – Карталы (конец 1934 – 1935 гг.) Исян потерял своё путевое развитие и статус разъезда, так как отсутствует на схеме 1936 года[1].

Вместе с тем, в Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года) Исян продолжает числиться в качестве разъезда (возможно по названию населённого пункта, возникшего рядом с железной дорогой) на расстоянии 195 километров от Челябинска (через станцию Полетаево I). В Официальном указателе пассажирских сообщений (летнее движение 1940 года) на таком же растоянии от Челябинска – просто Исян.

С 1946 года путевой пост Исян вошёл в состав Троицкого отделения Южно-Уральской железной дороги.

На схеме 1948 года[2] Исян отсутствует.

В соответствии с техническо-распорядительным актом от 22.09.1954 Исян числится, как путевой пост, к которому примыкают два 2-путных перегона со станций Бускуль и Саламат. Входные однокрылые семафоры управлялись из помещения поста, который располагался на 250 метров ближе к ст. Бускуль, чем современная платформа.

Схематический план путевого поста Исян из ТРА от 22.09.1954
Схематический план путевого поста Исян из техническо-распорядительного акта от 22.09.1954.
ОГАЧО, ф. Р-1607, оп. 2, д. 1582, л. 2 [3]

На схемах 1955-1975[4][5][6][7] годов Исян отсутствует. Вероятно, что после внедрения на участке релейной полуавтоблокировки надобность в путевом посте отпала.

О.п. Исян вновь появляется в справочнике 1981 года[8] в составе Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2001 году Карталинское отделение было преобразовано в Карталинский регион Челябинского отделения ЮУЖД.

В 03.2005 остановочный пункт Исян вошёл в состав вновь образованного Карталинского отделения Южно-Уральской железной дороги.

В 2009 году в связи с упразднением Карталинского отделения на основании приказа Президента ОАО «РЖД» № 173 от 18.12.2008 остановочный пункт вошёл в состав Челябинского отделения ЮУЖД.

01.01.2011 Челябинское отделение преобразовано в Челябинский регион Южно-Уральской железной дороги.

В служебном расписании пригородных поездов Южно-Уральской железной дороги с 27.05.2012 остановочный пункт отсутствует.

Наличие остановочного/раздельного пункта Исян на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Золотой Сопки Карталов
1936 [1]
1940 [9] Исян 5-е Троицкое отделение службы движения Южно-Уральской железной дороги 49 80
1943 [10]
1944 [11] Исян Южно-Уральская железная дорога 51 79
1945 [12]
1948 [2]
1952 [13] Исян Троицкое отделение Южно-Уральской железной дороги 51 79
1955 [4]
1962 [5]
1968 [6]
1975 [7]
1990 [14] О.п. Исян Карталинское отделение Южно-Уральской железной дороги 51 79
1999 [15]
2005 [16]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 84922):
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.[8]

Использованные источники

[1] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[2] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[3] Материалы и фотографии, полученные от Артура Маштака.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[5] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[8] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[9] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[10] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.