государственный флаг России

Остановочный пункт Уница

(Реcпублика Карелия)
государственный флаг России
Название Уница
Прежние названия Разъезд № 9
Регион Реcпублика Карелия
Год открытия 1918
Код ЕСР 011015
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Октябрьская железная дорога
Петрозаводский регион
до 12.2010 Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги
до 07.1959 Петрозаводское отделение Кировской железной дороги
до 15.11.1946 Кировская железная дорога
до 01.1935 Мурманская железная дорога
Участок Петрозаводск – Беломорск (535км 3пк)
Перегон Кяппесельга – Пергуба
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ)

Современное состояние

Остановочный пункт Уница расположен в Кондопожском районе Республики Карелия на 535-м километре 2-путного электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Кяппесельга – Пергуба (линия Петрозаводск – Беломорск) в двух километрах к северо-северо-востоку от железнодорожного моста через одноимённую реку.

Пассажирские платформы отсутствуют. Справа по направлению на Пергубу расположено одноэтажное техническое строение. По обе стороны железнодорожного полотна установлены понижающие трансформаторы, огороженные железным забором. Какие-либо признаки наличия в прошлом здесь станции отсутствуют, вероятно, станция имела не более 3-х путей. Остановочный пункт освещается двумя светильниками, смонтированными на железобетонной опоре контактной сети.

Здесь останавливаются только дневные электропоезда, предназначенные для перевозки работников ОАО «РЖД».

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.

Сведений об останавливающихся пассажирских поездах нет.

Историческая справка

Считается, что остановочный пункт Уница ведёт свою историю от Разъезда № 9, открытого в 1918 году[1]. Однако, есть серьёзные основания предполагать, что данный разъезд появился ещё в 1916 году сразу при завершении строительства Мурманской железной дороги.

Точная дата переименования Разъезда № 9 в станцию Уница неизвестна. По одним данным[1], это произошло в 1928 году, согласно другим источникам[2], станция Уница была открыта в 1930 году. На большинстве довоенных топографических карт Уница продолжалась числиться как разъезд.

Фрагмент топографической карты 1935 года с разъездом № 9 (Уница). Фрагмент топографической карты 1941 года с разъездом Уница.
Фрагмент топографической карты 1935 года с разъездом № 9 (Уница)
масштаб 1:100 000
Фрагмент топографической карты 1941 года с разъездом Уница
масштаб 1:200 000

В 01.1935 в соответствии с Постановлением Центрального Исполнительного комитета Союза ССР № 116 от 21.01.1935 и приказом Народного Комиссариата Путей Сообщения № 33-ц от 27.01.1935 Мурманская железная дорога была переименована в Кировскую железную дорогу.

С 15.11.1946 станция Уница вошла в состав Петрозаводского отделения Кировской железной дороги.

В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде.

В конце 1990-х годов станция Уница была разобрана и преобразована в остановочный пункт. К этому времени на перегонах данного участка был уложен второй путь, и раздельный пункт окончательно потерял своё первоначальное предназначение по скрещению и обгону поездов наряду с отсутствием грузовой работы.

Наличие раздельного/остановочного пункта Уница на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Ленинграда Свири Петрозаводска (Петрозаводска-Тов.) Томицы Кочкомы Сорокской (Беломорска)
1918 [3]
1936 [4] Уница Масельское отделение службы движения Кировской железной дороги 248 245
1940 [5] Уница 4-е Масельское отделение службы движения Кировской железной дороги
1941 [6] Уница Кировская железная дорога 130 245
1943 [7] Уница Кировская железная дорога 534
1944 [8] Уница Кировская железная дорога 130 245
1945 [9]
1948 [10] Уница Петрозаводское отделение Кировской железной дороги
1952 [11]
1955 [12]
1962 [13] Уница Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 123 246
1968 [14]
1975 [15]
1990 [16] Уница Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 130 246
1999 [17] Уница Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 130 176

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 02801):
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.[2]

Использованные источники

[1] Сайт «Железнодорожный справочник расписания пригородных поездов по России и СНГ».

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Дополнение к альбому схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1941 г. – М.: Транскартография НКПС, 1941.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.