государственный флаг России

Станция Пергуба

(Реcпублика Карелия)
государственный флаг России
Название Пергуба
Прежние названия Разъезд № 10
Регион Реcпублика Карелия
Год открытия 1918
Код ЕСР 011109
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Октябрьская железная дорога
Петрозаводский регион
до 12.2010 Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги
до 07.1959 Петрозаводское отделение Кировской железной дороги
до 15.11.1946 Кировская железная дорога
до 01.1935 Мурманская железная дорога
Участок Петрозаводск – Беломорск (545км 1пк)
Прилегающие
перегоны
Кяппесельга – Пергуба
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ)
Пергуба – Предмедгорский
(1-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ)

Современное состояние

Станция Пергуба расположена в Медвежьегорском районе Республики Карелия в 12 километрах южнее районного центра на 545-м километре линии Петрозаводск – Беломорск. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкает 2-путный перегон со станции Кяппесельга и 1-путный со станции Предмедгорский, электрифицированные переменным током 25 кВ.

Станция поперечного типа, имеет 4 пути: 3-й, I-й, II-й и 4-й (все электрифицированы). Сбоку от 3-го пути расположена низкая платформа длиной около 300 метров с асфальтированным покрытием, там же находятся транспортабельный модуль электрической централизации и одноэтажное здание бывшего поста ЭЦ. Между I-м и II-м путями – ещё одна низкая пассажирская платформа длиной около 430 метров с асфальтированным покрытием, заросшая травой на большей своей части. На платформе находится установленный в 2016 году небольшой металлический павильон.

К 4-му пути стрелочным переводом № 14 примыкает подъездной путь ООО «Лобское-5» (длина подъездного пути – 1863 м; пропускная способность до 60 вагонов/сут.; имеется собственный маневровый локомотив).

Пассажирские платформы и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных столбах и опорах контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По I-му главному пути установлена допускаемая скорость движения – 60 км/час, по II-му главному пути – 80 км/час, по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час, по 3-му пути и стрелочному переводу № 14 для пассажирских поездов – 25 км/час.

План станции Пергуба по состоянию на 2017 год
План станции Пергуба по состоянию на 2017 год
составлен автором сайта (будет пополняться при поступлении дополнительной информации)

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов.

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

Считается, что станция Пергуба ведёт свою историю от Разъезда № 10, открытого в 1918 году[1][2]. Однако, есть серьёзные основания предполагать, что данный разъезд появился ещё в 1916 году сразу при завершении строительства Мурманской железной дороги.

В 1930 году Разъезд № 10 был переименован в станцию Пергуба[1]. На большинстве довоенных топографических карт Пергуба продолжалась числиться как разъезд.

Фрагмент топографической карты 1935 года с разъездом № 10 (Пергуба). Фрагмент топографической карты 1941 года с разъездом Пергуба.
Фрагмент топографической карты 1935 года
с разъездом № 10 (Пергуба)
масштаб 1:100 000
Фрагмент топографической карты 1941 года с разъездом Пергуба
масштаб 1:200 000

В 01.1935 в соответствии с Постановлением Центрального Исполнительного комитета Союза ССР № 116 от 21.01.1935 и приказом Народного Комиссариата Путей Сообщения № 33-ц от 27.01.1935 Мурманская железная дорога была переименована в Кировскую железную дорогу.

С 15.11.1946 станция Пергуба вошла в состав Петрозаводского отделения Кировской железной дороги.

В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде.

11.07.2006 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 99 разрешено примыкание железнодорожного пути необщего пользования ООО «Лобское-5» к железнодорожному пути общего пользования № 4 на железнодорожной станции Пергуба (на ПК 7 +  16,59).

01.12.2008 подъездной путь ООО «Лобское-5», примыкающий к 4-му пути станции Пергуба, введён во временное пользование.

Приказом начальника Октябрьской железной дороги № ОКТ ДИ-300 от 13.06.2013 установлена допускаемая скорость движения по I-му пути станции Пергуба – 60 км/час, по II-му пути – 80 км/час, по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час, по 3-му пути и стрелочному переводу № 14 для пассажирских поездов – 25 км/час.

План станции Пергуба по состоянию на 2013 год
План станции Пергуба по состоянию на 2013 год
составлен автором сайта (будет пополняться при поступлении дополнительной информации)

В 2014 году был выполнен капитальный ремонт 3-го пути, в это же время был разобран примыкающий к нему подъездной путь.

После перевода электрической централизации станции на систему ЭЦ-12-00 пост ЭЦ был перенесён из кирпичного здания в новый транспортабельный модуль.

В 2016 году на островной пассажирской платформе между I-м и II-м путями установлен небольшой металлический павильон.

В начале 2017 года в чётной горловине станции была демонтирована будка бывшего стрелочного поста.

Наличие раздельного пункта Пергуба на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Ленинграда Свири Петрозаводска (Петрозаводска-Тов.) Томицы Кочкомы Сорокской (Беломорска)
1918 [3]
1936 [4] Пергуба Масельское отделение службы движения Кировской железной дороги 257 235
1940 [5] Пергуба 4-е Масельское отделение службы движения Кировской железной дороги
1941 [6] Пергуба Кировская железная дорога 139 235
1943 [7] Пергуба Кировская железная дорога 544
1944 [8] Пергуба Кировская железная дорога 139 236
1945 [9]
1948 [10] Пергуба Петрозаводское отделение Кировской железной дороги
1952 [11]
1955 [12]
1962 [13] Пергуба Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 133 236
1968 [14]
1975 [15]
1990 [16] Пергуба Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 140 236
1999 [17] Пергуба Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 140 166

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 02810):
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[2]

Использованные источники

[1] Сайт «Железнодорожный справочник расписания пригородных поездов по России и СНГ».

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Дополнение к альбому схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1941 г. – М.: Транскартография НКПС, 1941.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.