государственный флаг России

Станция Кяппесельга

(Реcпублика Карелия)
государственный флаг России
Название Кяппесельга
Регион Реcпублика Карелия
Год открытия 1916
Код ЕСР 011005
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Октябрьская железная дорога
Петрозаводский регион
до 12.2010 Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги
до 07.1959 Петрозаводское отделение Кировской железной дороги
до 15.11.1946 Кировская железная дорога
до 01.1935 Мурманская железная дорога
Участок Петрозаводск – Беломорск (525км 2пк)
Прилегающие
перегоны
Новый Посёлок – Кяппесельга
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ),
Кяппесельга – Пергуба
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Кяппесельга расположена в посёлке Пролетарка Кондопожского района Республики Карелия на 525-м километре линии Петрозаводск – Беломорск. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Новый Посёлок и Пергуба, электрифицированные переменным током 25 кВ.

Станция поперечного типа, имеет 5 путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й и 4-й (все электрифицированы). Сбоку от 4-го пути расположена низкая платформа длиной около 420 метров с асфальтированным покрытием, там же находятся одноэтажные пассажирское здание и здание поста ЭЦ. Между I-м и II-м путями – ещё одна низкая пассажирская платформа длиной около 440 метров с асфальтированным покрытием, заросшая травой на большей своей части. Напротив пассажирского здания на обеих платформах находятся установленные в 2016 году небольшие металлические павильоны.

К 4-му пути примыкают тупики дежурного пункта района контактной сети (ДПРКС) ЭЧК-804 (Петрозаводская дистанция электроснабжения ЭЧ-8), ограждённые в настоящее время сингальным красным щитом (возможно, что это свидетельствует о закрытии участка). Площадь внутренних помещений здания ДПРКС составляет 585,7 кв. м.

К 5-му пути примыкают несколько подъездных путей (в том числе ООО «Онежская добывающая компания»). Ко II-му главному пути в чётной горловине примыкает подъездной путь ООО «ЕСГ-ДИАБАЗ» (длина подъездного пути – 3000 м; имеются два приёмо-отправочных пути вместимостью на 57 условных вагонов, весы железнодорожные РД-ДТ-50, прирельсовый склад на 100 000 тонн щебня и освещение по всему фронту погрузки; погрузка в вагоны осуществляется фронтальными погрузчиками; имеется собственный маневровый локомотив).

Кроме того, на станции расположена ремонтно-эксплуатационная база (РЭБ) Кондопожской дистанции пути ПЧ-23. Площадь внутренних помещений здания РЭБ – 607 кв. м.

Пассажирские платформы и стрелочные горловины освещаются светильниками, смонтированными на железобетонных столбах и опорах контактной сети.

Станция оборудована электрической централизацией. По главным путям установлена допускаемая скорость 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

План станции Кяппесельга по состоянию на 2017 год
План станции Кяппесельга по состоянию на 2017 год
составлен автором сайта (будет пополняться при поступлении дополнительной информации)

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Станция Кяппесельга была открыта в 1916 году[2] при завершении строительства Мурманской железной дороги.

В 01.1935 в соответствии с Постановлением Центрального Исполнительного комитета Союза ССР № 116 от 21.01.1935 и приказом Народного Комиссариата Путей Сообщения № 33-ц от 27.01.1935 Мурманская железная дорога была переименована в Кировскую железную дорогу.

С 15.11.1946 станция Кяппесельга вошла в состав Петрозаводского отделения Кировской железной дороги.

В 07.1959 в соответствии с Постановлением Совета Министров Союза ССР № 748 от 13.07.1959 и приказом Министерства Путей Сообщения № 42-ц от 14.07.1959 Октябрьская и Кировская железные дороги были объединены в Октябрьскую железную дорогу с местонахождением Управления дороги в Ленинграде.

В 2006 году введен в эксплуатацию дежурный пункт района контактной сети.

29.06.2009 приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта № 277 разрешено примыкание железнодорожного пути необщего пользования общества с ограниченной ответственностью «ЕВРОСТРОЙГРУПП-ДИАБАЗ» к главному железнодорожному пути общего пользования № II на железнодорожной станции Кяппесельга (на ПК 5230 +  0,00).

Приказом начальника Октябрьской железной дороги № ОКТ ДИ-300 от 13.06.2013 установлена допускаемая скорость движения по главным путям станции Кяппесельга – 80 км/час, по боковым приёмо-отправочным путям и стрелочным переводам – 40 км/час.

В 2016 году на островной (между I-м и II-м путями) и на боковой (сбоку от 4-го пути) пассажирских платформах установлены два небольших металлических павильона.

В начале 2017 года в обеих горловинах станции были демонтированы будки бывших стрелочных постов.

Наличие станции Кяппесельга на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Ленинграда Свири Петрозаводска (Петрозаводска-Тов.) Томицы Кочкомы Сорокской (Беломорска)
1918 [3] Кяпесельга ?
1936 [4] Кяппесельга Масельское отделение службы движения Кировской железной дороги 238 255
1940 [5] Кяппесельга 4-е Масельское отделение службы движения Кировской железной дороги
1941 [6] Кяппесельга Кировская железная дорога 120 255
1943 [7] Кяппесельга Кировская железная дорога 525
1944 [8] Кяппесельга Кировская железная дорога 120 255
1945 [9]
1948 [10] Кяппесельга Петрозаводское отделение Кировской железной дороги
1952 [11]
1955 [12]
1962 [13] Кяппесельга Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 113 256
1968 [14]
1975 [15]
1990 [16] Кяппесельга Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 120 256
1999 [17] Кяппесельга Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги 120 186

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 02800)[2]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Дополнение к альбому схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1941 г. – М.: Транскартография НКПС, 1941.

[7] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[13] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[17] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.