государственный флаг России

Остановочный пункт Приустье

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Приустье
Прежние названия Разъезд Приустье
Регион Белгородская область
Год открытия 1943
Код ЕСР 437812
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
Участок Сараевка – Старый Оскол (30км 9пк)
Перегон Кривецкая – Чаплыжное
2-путный, неэлектрифицированный.

Современное состояние

Остановочный пункт Приустье расположен на южной окраине села Гущино Губкинского района Белгородской области на 30-м километре 2-путного неэлектрифицированного перегона Кривецкая – Чаплыжное (линия Сараевка – Старый Оскол). По обеим сторонам железнодорожного полотна находятся низкие пассажирские платформы, которые имеют небольшое продольное смещение относительно друг друга. Платформы длиной 36 метров выполнены из железобетонных плит и оборудованы перильным защитным ограждением.

На правой платформе по направлению на Старый Оскол установлен металлический пассажирский павильон (появился при капитальном ремонте 2011 года). Ещё два одинаковых металлических павильона находятся рядом с платформами с каждой стороны от железнодорожных путей (установлены в 2016 году). Остановочный пункт освещается светильниками, смонтированными на трёх железобетонных столбах (в советское время осветительные лампы функционировали на шестнадцати столбах).

Свидетельством того, что когда-то Приустье было разъездом, является одноэтажное кирпичное здание, находящееся справа по направлению на Сараевку на 1-м пикете 31-го километра. Здание давно заброшено, почти все оконные и дверные проёмы заложены кирпичной кладкой, шиферная крыша имеет многочисленные отверстия. О том, что в советские годы пригородное и пассажирское движение имело намного большие размеры, свидетельствуют остатки асфальтированных пассажирских платформ, длина которых достигала 150 метров.

20.02.2017 на остановочном пункте Приустье отменена остановка единственной пары пригородных поездов № 6501/6508 сообщением Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол. Теперь поезда здесь останавливаются только для посадки/высадки работников ОАО «РЖД».

Ост. пункт Приустье. Вид в сторону Старого Оскола. Ост. пункт Приустье. Вид в сторону Сараевки.
Ост. пункт Приустье. Вид в сторону Старого Оскола. [1]
25.09.2017
Ост. пункт Приустье. Вид в сторону Сараевки. [1]
25.09.2017
Ост. пункт Приустье. Платформа на Старый Оскол. Ост. пункт Приустье. Платформа на Сараевку.
Ост. пункт Приустье. Платформа на Старый Оскол. [1]
25.09.2017
Ост. пункт Приустье. Платформа на Сараевку. [1]
25.09.2017
Ост. пункт Приустье. Заброшенное здание разъезда. Ост. пункт Приустье. Табличка остановочного пункта.
Ост. пункт Приустье. Заброшенное здание разъезда. [1]
25.09.2017
Ост. пункт Приустье. Табличка остановочного пункта. [1]
25.09.2017

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.

Сведений об останавливающихся пассажирских поездах нет.

Историческая справка

Разъезд Приустье был открыт летом 1943 года[2] при завершении строительства однопутной железнодорожной линии Сараевка – Старый Оскол Южной железной дороги. Длина путей составляла 720 метров.

С 04.10.1946 разъезд Приустье вошёл в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

На схеме 1962 года[3] Приустье имеет статус остановочного пункта, а начиная со схемы 1968 года[4] снова обозначается, как разъезд.

В 1975 году в канун 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на здании разъезда была торжественно открыта мемориальная доска в память строителей линии Сараевка – Старый Оскол: «Железнодорожный участок Сараевка – Старый Оскол построен по решению Государственного Комитета Обороны СССР за 32 дня в июле 1943 года, и сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских войск на Курской дуге. В сооружении участвовали железнодорожные войска и жители Курской и Белгородской областей».

В начале 1980-х годов, после укладки на линии второго пути, разъезд Приустье, по-видимому, потерял своё путевое развитие (это подтверждается наблюдениями автора сайта в середине 1980-х годов) и фактически стал являться остановочным пунктом, хотя на схемах Министерства путей сообщения он ещё почти 20 лет продолжал именоваться разъездом.

В советское время в пригородном движении на линии Сараевка – Старый Оскол работали дизель-поезда серии ДР1 Рижского вагоностроительного завода, поэтому длина пассажирских платформ остановочного пункта составляла около 150 метров.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Осенью 2011 года был проведён капитальный ремонт остановочного пункта с полной реконструкцией пассажирских платформ и установкой павильона.

Осенью 2016 года рядом с пассажирскими платформами по обе стороны железнодорожного полотна установили два дополнительных металлических павильона.

20.02.2017 на о.п. Приустье отменена остановка единственной пары пригородных поездов № 6501/6508 сообщением Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол.

Наличие остановочного/раздельного пункта Приустье на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Сараевки Ездоцкого Старого Оскола
1944 [6] Р. Приустье Южная железная дорога 30 63
1945 [7]
1948 [8] Приустье Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [9]
1955 [10]
1962 [3] о п. Приустье
1968 [4] раз. Приустье
1975 [11]
1990 [12] Раз. Приустье Белгородское отделение Южной железной дороги 30 80
1999 [13] раз. Приустье Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45801):
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.[2]

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[5] Сайт «Юго-Восточная железная дорога».

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[11] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[13] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.