государственный флаг России

Остановочный пункт Осколец (закр.)

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Осколец
Регион Белгородская область
Год открытия 1943
Код ЕСР 437920
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 20.02.2017 Белгородский регион Юго-Восточной железной дороги
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
Участок Сараевка – Старый Оскол (59км 2пк)
Перегон Чаплыжное – Губкин
(2-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 16.02.2020 по фотографиям от 15.04.2017 и спутниковому снимку от 15.10.2019.

Остановочный пункт Осколец Белгородского региона Юго-Восточной железной дороги расположен в селе Кандаурово Губкинского района Белгородской области на 59-м километре 2-путного неэлектрифицированного перегона Чаплыжное – Губкин (линия Сараевка – Старый Оскол).

В широком междупутье находятся две низкие пассажирские платформы, между которыми сохранились остатки нижнего строения приёмо-отправочного пути, существовавшего в те времена, когда Осколец являлся станцией. Платформа по направлению на Чаплыжное имеет длину около 150 метров, рассчитанную на эксплуатацию дизель-поездов серии ДР1. Большая часть её асфальтового покрытия поросла травой. На платформе установлены два погодных модуля (навесы для укрытия пассажиров от атмосферных осадков) и 7 железобетонных столбов (2 из них со светильниками). Платформа по направлению на Губкин выполнена из железобетонных плит и имеет длину около 25 метров. Она была сооружена в 1990-е годы, после того как станция Осколец лишилась путевого развития.

Справа от железнодорожного полотна по направлению на ст. Чаплыжное находится пассажирское здание (площадь внутренних помещений 217,6 кв. м), здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 87,9 кв. м), мачта радиосвязи и туалет. Оконные и дверные проёмы в зданиях заложены кирпичом. Вдоль железнодорожного пути установлены 6 железобетонных столбов (на одном закреплён светильник).

В обеих горловинах бывшей станции сохранились будки стрелочных постов. Кроме того, в западной горловине буквально в паре метров от железнодорожного пути находится заброшенное одноэтажное кирпичное здание с замурованными оконными и дверными проёмами. Здание расположено справа от железнодорожного полотна по направлению на ст. Губкин. Возможно, что это бывшая железнодорожная казарма. Однако топографическая карта масштаба 1:100 000 с состоянием местности на 1981 год (см. ниже) наводит на предположение, что это может быть бывшим станционным зданием. Дело в том, что, судя по значку станции на карте, именно в этом месте и с этой стороны от железной дороги располагалось пассажирское здание. Нынешнее же пассажирское здание находится с противоположной стороны от железной дороги в 700-х метрах от этого места.

С 20.02.2017 пригородные поезда здесь не останавливаются. Тем не менее, остановочный пункт Осколец продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Остановочный пункт Осколец. Заброшенное здание в западной горловине бывшей станции. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Стрелочный пост в западной горловине бывшей станции. 15.04.2017.
Заброшенное здание в западной горловине бывшей станции.
15.04.2017 [1]
Стрелочный пост в западной горловине бывшей станции.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Осколец. Проходной светофор 8. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017.
Проходной светофор 8.
15.04.2017 [1]
Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Осколец. Туалет. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Вид в сторону ст. Губкин. 15.04.2017.
Туалет.
15.04.2017 [1]
Вид в сторону ст. Губкин.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Осколец. Бывшее пассажирское здание. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Бывшее пассажирское здание. 15.04.2017.
Бывшее пассажирское здание.
15.04.2017 [1]
Бывшее пассажирское здание.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Осколец. Здание бывшего поста ЭЦ. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017.
Здание бывшего поста ЭЦ.
15.04.2017 [1]
Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Осколец. Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017.
Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Пассажирские платформы. Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Остановочный пункт Осколец. Вид в сторону ст. Чаплыжное. 15.04.2017. Остановочный пункт Осколец. Стрелочный пост в восточной горловине бывшей станции. 15.04.2017.
Вид в сторону ст. Чаплыжное.
15.04.2017 [1]
Стрелочный пост в восточной горловине бывшей станции.
15.04.2017 [1]

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Станция Осколец была открыта летом 1943 года[3] при завершении строительства однопутной железнодорожной линии Сараевка – Старый Оскол Южной железной дороги. Длина станционных путей составляла 720 метров, имелся пункт водоснабжения паровозов. Своё наименование раздельный пункт получил по названию крупного села, расположенного в 4,5 километрах к северо-западу.

Ночью 21.09.1943 на станции произошло крушение воинского эшелона, жертвами которого стали 20 военнослужащих 166-го отдельного инженерно-танкового полка 3-й гвардейской танковой армии (точное число погибших и раненых требует уточнения). В результате детонации артиллерийских боеприпасов уничтожено 6 колхозных амбаров, сгорели колхозный клуб и кузница.

С 04.10.1946 станция Осколец вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 1962 году построена пассажирская платформа.

В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 30.05.1971 местоположение ст. Осколец – 57,8 км.

В 1975 году в канун 58-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на пассажирском здании станции была торжественно открыта мемориальная доска в память строителей линии Сараевка – Старый Оскол: «Железнодорожный участок Сараевка – Старый Оскол протяженностью 95 километров построен по решению Государственного Комитета Обороны СССР за 32 дня в июле 1943 года и сыграл важную роль в разгроме немецко-фашистских войск на Курской дуге. В сооружении участвовали железнодорожные войска и жители Курской и Белгородской областей.»

В 1978 году построено одноэтажное кирпичное здание поста ЭЦ.

В конце 1970-х годов в ходе масштабной реконструкции линии Сараевка – Старый Оскол станция Осколец была оборудована электрической централизацией, на примыкающих перегонах внедрили одностороннюю 3-значную автоблокировку и уложили вторые пути.

В 1979 году построено новое пассажирское здание.

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45812)[3]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций.

Линия Сараевка - Старый Оскол. Участок от раз. Приустье до ст. Осколец. Карта 1981 года.
Участок от раз. Приустье до ст. Осколец.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1981 год

В советское время в пригородном движении на линии Сараевка – Старый Оскол работали дизель-поезда серии ДР1 Рижского вагоностроительного завода, поэтому длина пассажирской платформы станции составляла около 150 метров.

В 1980-е годы путевое развитие станции Осколец фактически представляло собой обгонный пункт с единственным приёмо-отправочным путём, расположенным между главных путей. В обеих горловинах этот приёмо-отправочный путь оканчивался тупиками, которые могли выполнять роль как предохранительных, так и вытяжных. Все три пути соединялись съездами. Грузовая работа на станции не велась.

В служебном расписании пассажирских поездов Южной железной дороги с 29.05.1988 местоположение ст. Осколец – 58,5 км.

В 1991 году станция Осколец являлась пунктом оборота для пригородного дизель-поезда № 6502/6503 сообщением Ржава – Осколец – Ржава.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

В середине 1990-х гг. на линии Сараевка – Старый Оскол началась массовая ликвидация раздельных пунктов. Не обошла эта участь и станцию Осколец, которая, потеряв к 1997 году путевое развитие, была преобразована в остановочный пункт.

В служебном расписании пригородных поездов 2008 года местоположение о.п. Осколец – 57,5 км.

Линия Сараевка - Старый Оскол. Район о.п. Осколец. Карта 2000 года.
Район о.п. Осколец.
топографическая карта масштаба 1:50 000 по состоянию на 2000 год

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

В 2016 году в рамках мероприятий, проводимых под девизом «Год пассажира», на пассажирской платформе по направлению на ст. Чаплыжное были установлены два погодных модуля (навесы для укрытия пассажиров от атмосферных осадков).

20.02.2017 на о.п. Осколец отменена остановка единственной пары пригородных поездов № 6501/6508 сообщением Старый Оскол – Ржава – Старый Оскол.

Наличие станции Осколец на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Сараевки Ездоцкого Старого Оскола
1944 [4] Осколец Южная железная дорога 58 35
1945 [5]
1948 [6] Осколец Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [7]
1955 [8]
1962 [9]
1968 [10]
1975 [11]
1990 [12] Осколец Белгородское отделение Южной железной дороги 58 22
1999 [13] Осколец Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
2005 [14]


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[9] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[10] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[11] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[13] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[14] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.