государственный флаг России

Остановочный пункт Губкин-Пассажирский

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Губкин-Пассажирский
Прежние названия 66 км
Регион Белгородская область
Год открытия 1961
Код ЕСР 437949
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
Участок Сараевка – Старый Оскол (66км 2пк)
Перегон Чаплыжное – Губкин
(2-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Остановочный пункт Губкин-Пассажирский расположен к югу от центра города Губкин Губкинского городского округа Белгородской области на 66-м километре 2-путного неэлектрифицированного перегона Чаплыжное – Губкин (линия Сараевка – Старый Оскол). Между железнодорожными путями находится низкая пассажирская платформа длиной 60 метров, выполненная из железобетонных плит (капитальный ремонт платформы проведён в 2011 году). В советскую эпоху эта островная платформа имела асфальтовое покрытие, следы которого сохранились и поныне, длина платформы достигала 250 метров. На трёх железобетонных столбах из пяти, установленных в междупутье, смонтированы светильники, освещающие остановочный пункт в тёмное время суток.

Справа от железной дороги по направлению на Чаплыжное находятся свидетельства того, что ранее остановочный пункт Губкин-Пассажирский имел статус станции: остатки нижнего строения бокового приёмо-отправочного пути и одноэтажное здание бывшего поста ЭЦ с заложенными кирпичом оконными и дверными проёмами. Там же расположен небольшой металлический павильон, установленный в 2016-2017 гг. взамен снесённого в 2011 году старого кирпичного пассажирского павильона, а также туалет с замурованными дверными проёмами. Сбоку от бывшего бокового пути сохранились остатки низкой пассажирской платформы с асфальтовым покрытием, имевшей длину около 130 метров.

Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Проходной светофор 19. Ранее здесь находились мачтовые выходные светофоры Н1 и Н3. Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Старая боковая платформа и нижнее строение разобранного приёмо-отправочного пути.
Проходной светофор 19. Ранее здесь находились
мачтовые выходные светофоры Н1 и Н3. [1]
15.04.2017
Старая боковая платформа и нижнее строение
разобранного приёмо-отправочного пути. [1]
03.04.2017
Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Вид в сторону ст. Губкин. Остановочный пункт Губкин-Пассажирский (66км пк0). Двойная труба.
Вид в сторону ст. Губкин. [1]
03.04.2017
Двойная труба (66км пк0). [1]
03.04.2017
Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Здание бывшего поста ЭЦ. Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Вид в сторону ст. Чаплыжное.
Здание бывшего поста ЭЦ. [1]
03.04.2017
Вид в сторону ст. Чаплыжное. [1]
29.04.2018
Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Вид в сторону ст. Губкин. Старая островная платформа. Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Вид в сторону ст. Губкин.
Вид в сторону ст. Губкин. Старая островная платформа. [1]
15.04.2017
Вид в сторону ст. Губкин. [1]
29.04.2018
О.п. Губкин-Пассажирский. Тепловоз ЧМЭ3-3085 с пригородным поездом 6501 Старый Оскол - Ржава. Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Тепловоз 2ТЭ116-1039 с грузовым поездом.
Тепловоз ЧМЭ3-3085
с пригородным поездом 6501 Старый Оскол – Ржава. [1]
29.04.2018
Тепловоз 2ТЭ116-1039 с грузовым поездом. [1]
03.04.2017
Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Вид в сторону ст. Чаплыжное. Остановочный пункт Губкин-Пассажирский. Проходной светофор 2. Видно окончание старой островной платформы с асфальтовым покрытием.
Вид в сторону ст. Чаплыжное. [1]
15.04.2017
Проходной светофор 2. Видно окончание старой
островной платформы с асфальтовым покрытием. [1]
15.04.2017

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится.

Часть 2. Историческая справка

Остановочный пункт Губкин-Пассажирский ведёт свою историю от впервые появившейся на схеме 1962 года[3] платформы 66 км Белгородского отделения Южной железной дороги. По свидетельствам старожилов, пассажирский павильон первоначально был деревянным.

Начиная с 1968 года[4], на схемах обозначен остановочный пункт 66 км.

В начале 1980-х годов при реконструкции линии Сараевка – Старый Оскол (укладка второго пути на перегонах, внедрение электрической централизации и автоблокировки, спрямление профиля пути) на месте остановочного пункта было начато строительство станции, получившей наименование Губкин-Пассажирский. Помимо выполнения пассажирских операций, станция была предназначена для возможности перевода поездов чётного направления на неправильный путь перегона Губкин-Пассажирский – Губкин-Грузовой, поскольку путевое развитие чётной горловины последней станции было таковым, что позволяло принимать прибывающие по правильному пути поезда только на 4 приемо-отправочных пути из 12 имеющихся. Поэтому в нечётной горловине станции Губкин-Пассажирский были установлены два маршрутных указателя, а входной четный светофор станции Губкин-Грузовой по неправильному пути был мачтовым 5-значным, а не 3-значным карликовым, как обычно.

Линия Сараевка - Старый Оскол. Участок от ст. Губкин до ст. Старый Оскол. Карта 1981 года. Тепловоз ТЭП70 с пассажирским поездом в нечётной горловине станции Губкин-Пассажирский.
Участок от ст. Губкин до ст. Старый Оскол.
топографическая карта масштаба 1:100 000 по состоянию на 1981 год
Тепловоз ТЭП70 с пассажирским поездом
в нечётной горловине станции Губкин-Пассажирский. [5]
предположительно конец 1980-х – начало 1990-х гг.

К 1983 году 3-й путь станции был введён в эксплуатацию. Судя по пульту-табло на посту ЭЦ, предполагалось также строительство 4-го пути (сбоку от II-го главного).

Схематический план станции Губкин-Пассажирский по состоянию на 1990 год.
Схематический план станции Губкин-Пассажирский по состоянию на 1990 год.
Схема составлена автором сайта

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

В середине 1990-х гг. на линии Сараевка – Старый Оскол началась массовая ликвидация раздельных пунктов. Не обошла эта участь и станцию Губкин-Пассажирский, которая, потеряв к 1997 году путевое развитие, была преобразована в остановочный пункт.

До 2009 года на о.п. Губкин-Пассажирский продолжал останавливаться скорый поезд 57/58 Старый Оскол – Москва.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

В 2011 году выполнен капитальный ремонт островной пассажирской платформы и снесён старый кирпичный пассажирский павильон.

В 2016-17 гг. на месте демонтированного кирпичного павильона был установлен металлический пассажирский павильон.

Наличие оcтановочного/раздельного пункта Губкин-Пассажирский на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Сараевки Ездоцкого Старого Оскола
1962 [3] пл. 66 км Белгородское отделение Южной железной дороги 66 27
1968 [4] о.п. 66 км
1975 [6]
1990 [7] О.п. 66 км Белгородское отделение Южной железной дороги 66 14
1999 [8] Ост. пункт Губкин-Пассажирский Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
2005 [9]


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[5] Сайт «Моё Скородное».

[6] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[7] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[8] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[9] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.