государственный флаг России

Станция Сараевка II (закр.)

(Курская область)
государственный флаг России
Название Сараевка II
Регион Курская область
Год открытия 1977
Код ЕСР
Статус Станция (закрытая)
Принадлежность
до 2001 года Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
Участок Сараевка – Старый Оскол (3км 3пк)
Перегон Сараевка – Кривецкая
(2-путный, неэлектрифицированный).

Часть 1. Современное состояние

Закрытая и разобранная к 2001 году станция Сараевка II (Сараевка-2) располагалась в 4-х километрах к северо-западу от села Сараевка Зуевского сельсовета Солнцевского района Курской области на 3-м километре линии Сараевка – Старый Оскол. Западная часть её бывшей территории, где два пути неэлектрифицированного перегона Сараевка – Кривецкая сливаются в однопутную соединительную ветвь, выходящую на линию Курск – Белгород, в настоящее время входит в границы станции Сараевка Белгородского региона ЮВЖД, именуясь в служебных расписаниях как пост 2 км.

Схема уцелевшей инфраструктуры станции Сараевка II
Схема уцелевшей инфраструктуры.
Обозначены также километровые знаки 2/3 и 3/4.
составлена автором сайта

От былой инфраструктуры станции сохранились следующие строения и сооружения:
• 3-этажный пост электрической централизации (типовой проект 501-195 для участковых станций до 100 централизуемых стрелок) в западной горловине станции;
• 1-этажное строение неизвестного назначения рядом с постом ЭЦ;
• развалины в 70 метрах к югу от поста ЭЦ;
• 2-этажное здание неизвестного назначения в западной горловине станции (около стрелочного съезда 1/3 станции Сараевка);
• склад песка башенного типа в западной части станции ();
• две высокие грузовые платформы с правой стороны перегона Сараевка – Кривецкая по направлению на Сараевку; густая растительность не позволяет оценить точную длину платформ;
• низкая пассажирская платформа с асфальтовым покрытием длиной 200 метров, расположенная в междупутье перегона Сараевка – Кривецкая.

Станция Сараевка II. Заброшенный склад песка башенного типа. Станция Сараевка II. Заброшенный пост ЭЦ.
Заброшенный склад песка башенного типа. [2]
29.04.2018
Заброшенный пост ЭЦ. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание.
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание.
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Заброшенное 2-этажное здание. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Развалины за постом ЭЦ. Станция Сараевка II. Развалины за постом ЭЦ.
Станция Сараевка II. Развалины за постом ЭЦ. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Развалины за постом ЭЦ. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Заброшенное 1-этажное строение. Станция Сараевка II. Дорожка от поста ЭЦ к путям.
Станция Сараевка II. Заброшенное 1-этажное строение. [2]
29.04.2018
Станция Сараевка II. Дорожка от поста ЭЦ к путям. [2]
29.04.2018

Часть 2. Историческая справка

Во второй половине 1970-х годов на линии Сараевка I – Старый Оскол началась масштабная реконструкция, проводимая военнослужащими Харьковской железнодорожной бригады: укладывался второй путь на перегонах, внедрялась автоблокировка и электрическая централизация, выполнялось спрямление трассы пути. Кроме упомянутых работ, на 3-м километре линии началось строительство участковой станции, получившей наименование Сараевка II. После реализации планов по электрификации железной дороги Сараевка I – Старый Оскол переменным током 25 кВ новая станция должна была стать местом стыкования двух систем тока (линия Курск – Белгород электрифицирована постоянным током 3 кВ), поэтому одновременно с укладкой станционных путей монтировалась контактная сеть. Станция Сараевка II изначально оборудовалась электрической централизацией.

Одновременно началось сооружение двух путепроводов для развязки в разных уровнях линий Курск – Сараевка I и Сараевка I – Старый Оскол. Всё это должно было значительно улучшить условия движения поездов с железорудной продукцией предприятий Курской магнитной аномалии в сторону Москвы и на металлургические заводы Украины.

Схема Сараевского железнодорожного узла Фрагмент схемы Юго-Восточной железной дороги в районе станции Сараевка II и поста 599 км.
Схема Сараевского железнодорожного узла.
Составлена автором сайта.
Фрагмент схемы Юго-Восточной железной дороги
в районе станции Сараевка II и поста 600 км.
Схема 1990-х гг.

Южный путепровод для соединительной ветви Сараевка II – Сараевка I был предположительно построен к 1979 году, северный путепровод для соединительной ветви Сараевка II – пост 600 км закончили к 1982 году.

Таким образом, с западной стороны к станции Сараевка II примыкали 4 соединительные ветви (две от станции Сараевка I, две от поста 600 км), к восточной горловине – 2-путный перегон со станции Сазановка. Станция была поперечного типа с числом приёмо-отправочных путей не менее шести. В западной горловине между соединительными ветвями со станции Сараевка I строился пункт технического обслуживания локомотивов. Сведений о завершении его постройки у автора сайта нет, но, судя по тому, что поезд Старый Оскол – Москва – Старый Оскол на всём протяжении существования станции Сараевка II осуществлял смену локомотива на станции Ржава, Сараевка II так и не стала пунктом оборота локомотивов.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

К 2001 году станция Сараевка II была закрыта, а соединительные ветви, проходящие по путепроводам, – разобраны.

Станция Сараевка II. Заброшенный пост ЭЦ. Станция Сараевка II. Заброшенный пост ЭЦ.
Заброшенный пост ЭЦ. [2]
23.05.2005 (фотография сделана из окна поезда)
Заброшенный пост ЭЦ. [2]
23.05.2005 (фотография сделана из окна поезда)

Использованные источники

[1] Сайт ОАО «Российские железные дороги».

[2] Фотография автора сайта.