государственный флаг России

Остановочный пункт Набокино (закр.)

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Набокино
Регион Белгородская область
Год открытия 1922
Код ЕСР 595147
Статус Остановочный пункт (закрытый)
Принадлежность
до 10.1989 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
до 1959 года Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
до 1953 года Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
до 1946 года Московско-Донбасская железная дорога
до 01.12.1934 Юго-Восточные железные дороги
Участок Касторная-Новая – Старый Оскол (602км 6пк)
Перегон Роговое – Старый Оскол
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Современное состояние

Описание составлено 12.01.2020 по фотографиям от 10.10.2019 и спутниковому снимку от 05.09.2019.

Остановочный пункт Набокино располагался в километре к западу от посёлка Набокино Старооскольского района Белгородской области в сотне метров от путепровода над автомобильной дорогой, ведущей в этот посёлок, на 602-м километре 2-путного ныне электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Роговое – Старый Оскол (участок Касторная-Новая – Старый Оскол).

В настоящее время никаких следов на местности от остановочного пункта не сохранилось, пригородные поезда здесь не останавливаются. Тем не менее, остановочный пункт Набокино продолжает числиться в Тарифном руководстве № 4 и в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Перегон Роговое - Старый Оскол. Путепровод на 602-м километре. Вид с юго-востока. Перегон Роговое - Старый Оскол. Путепровод на 602-м километре. Вид с северо-запада.
Путепровод на 602-м километре. Вид с юго-востока.
10.10.2019
Путепровод на 602-м километре. Вид с северо-запада.
10.10.2019

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• посадка/высадка на поезда местного и пригор. сообщений.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Посадка и высадка пассажиров на (из) поезда пригородного и местного сообщения. Прием и выдача багажа не производятся.

Историческая справка

Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе Набокино. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе станции Роговое. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе Набокино.
Район раз. Набокино.
карта масштаба 1:100 000 на конец 1930-х годов
Район станции Роговое.
карта масштаба 1:100 000 на 1982 год
Район о.п. Набокино.
карта масштаба 1:50 000 на конец 1990-х гг.

Считается, что раздельный пункт Набокино был открыт в 1932 году[1], однако ещё в Официальном указателе железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (зимнее движение 1922-23 гг.) Набокино было указано в составе Юго-Восточных железных дорог (без привязки к расстоянию от крупных узлов). По видимому, Набокино представляло собой разъезд на 1-путном участке.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений за 1925-1930 гг. Набокино не упомянуто, за 1932-1936 гг. – указано без привязки к расстоянию от крупных узлов.

В 1934 году для обеспечения движения тяжеловесных поездов с паровозами ФД участок Касторное – Старый Оскол подвергся глубокой реконструкции: на балласт из щебня были уложены новые тяжёлые рельсы с усиленной эпюрой шпал (1600 на километр), на перегонах построен второй путь, улучшена система водоснабжения. По-видимому, вскоре после укладки на участке второго пути разъезд Набокино был преобразован в станцию.

01.12.1934 Набокино вошло в состав Московско-Донбасской железной дороги, организованной в соответствии с приказом НКПС № 305 от 26.10.1934 из участков Московско-Курской и Юго-Восточных железных дорог.

В Официальных указателях железнодорожных, пароходных и других пассажирских сообщений (летнее движение 1937 года и летнее движение 1940 года) Набокино указано на расстоянии 179 километров от Ельца. На топографических картах того времени раздельный пункт обозначен под наименованием Набокин.

На схеме 1943 года[2] Набокино указано как платформа (данный факт требует уточнения).

В 1946 году станция Набокино вошла в состав Елецкого отделения Московско-Донбасской железной дороги.

В 1953 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 1263 от 14.05.1953 и приказа МПС № 80Ц от 15.05.1953 путём объединения Московско-Курской и Московско-Донбасской железных дорог была образована Московско-Курско-Донбасская железная дорога.

В 1959 году во исполнение Постановления Совета Министров СССР № 748 от 13.07.1959 и приказа МПС № 42Ц от 14.07.1959 путём объединения Московско-Рязанской, Московско-Окружной и Московско-Курско-Донбасской железных дорог была образована Юго-Восточная железная дорога.

В перечне станций, входящих в состав ЮВЖД по состоянию на 1959 год, ст. Набокино Елецкого отделения отнесена к 5-му классу.

Можно предположить, что в начале 1960-х годов станция Набокино была разобрана и преобразована в остановочный пункт, поскольку на схемах с 1962 года[4] указывается о.п. Набокино.

По-видимому, в конце 1980-х или в начале 1990-х годов о.п. Набокино был закрыт, передав своё название соседнему остановочному пункту 604 км.

На поздних топографических картах в месте прежнего нахождения остановочного пункта Набокино отмечены развалины.

Наличие раздельного/остановочного пункта Набокино на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование раздельного
(остановочного) пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Москвы Касторной Касторной-Новой Старого Оскола Валуек
1936 [5] Набокино Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 57 154
1940 [6] Набокино 4-е Касторненское отделение службы движения Московско-Донбасской железной дороги 63 154
1943 [2] Пл. Набокино Московско-Донбасская железная дорога 589
1944 [7] Набокино Московско-Донбасская железная дорога 63 8
1945 [8]
1948 [9] Набокино Елецкое отделение Московско-Донбасской железной дороги
1952 [10]
1955 [11] Набокино Елецкое отделение Московско-Курско-Донбасской железной дороги
1962 [4] о.п. Набокино Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги 57 8
1968 [12]
1975 [13]
1990 [14] Набокино Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
1999 [15]
2005 [16]

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 62101):
• продажа билетов на местные (пригородные) поезда без багажных операций.[1]

Использованные источники

[1] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[2] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[3] Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 гг./Сост. Г. М. Афонина – М., 1995.

[4] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[6] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[15] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.