государственный флаг России

Остановочный пункт 604 км

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название 604 км
Прежние названия Набокино, 592 км
Регион Белгородская область
Год открытия 1961
Код ЕСР 438533
Статус Остановочный пункт
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги
Участок Касторная-Новая – Старый Оскол (604км 8пк)
Перегон Роговое – Старый Оскол
(2-путный, электрифицирован переменным током 25 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Описание составлено 11.01.2020 по фотографиям от 31.03.2017 и спутниковому снимку от 05.09.2019.

Остановочный пункт 604 км расположен в 2-х километрах к северо-востоку от села Каплино Старооскольского района Белгородской области на 604-м километре 2-путного электрифицированного переменным током 25 кВ перегона Роговое – Старый Оскол (участок Касторная-Новая – Старый Оскол). По обеим сторонам железнодорожного полотна с небольшим продольным смещением по направлению движения находятся низкие пассажирские платформы длиной около 30 метров, выполненные из железобетонных плит. Рядом с каждой платформой в 2016 году установлены небольшие металлические навесы (остановочные павильоны).

Справа от железной дороги по направлению на Старый Оскол находятся развалины железнодорожной казармы, мачта радиосвязи, железнодорожная будка и небольшой сквер с памятником, установленным в дань подвигу семнадцати советских бронебойщиков, которые 31.01.1943 приняли в этом месте неравный бой с колонной германско-венгерских войск.

О.п. 604 км освещается двумя светильниками, закреплёнными на железобетонном столбе.

Остановочный пункт не упоминается ни в Тарифном руководстве № 4, ни в справочнике станций на сайте ОАО «РЖД».

Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Роговое. Остановочный пункт 604 км. Вид в сторону станции Старый Оскол.
Вид в сторону ст. Роговое. [1]
31.03.2017
Вид в сторону ст. Старый Оскол. [1]
31.03.2017
Остановочный пункт 604 км. Железнодорожная будка и радиомачта. Остановочный пункт 604 км. Железнодорожная будка.
Железнодорожная будка и мачта радиосвязи. [1]
31.03.2017
Железнодорожная будка. [1]
31.03.2017
Остановочный пункт 604 км. Развалины железнодорожной казармы. Остановочный пункт 604 км. Навес для пассажиров по направлению на Старый Оскол.
Развалины железнодорожной казармы. [1]
31.03.2017
Навес для пасажиров по направлению на ст. Старый Оскол. [1]
31.03.2017
Остановочный пункт 604 км. Мемориал семнадцати бронебойщикам.
Мемориальный сквер, сооружённый
в память о подвиге семнадцати бронебойщиков. [1]
31.03.2017

В тарифном руководстве № 4 нет сведений по о.п. 604 км.

Часть 2. Историческая справка

Станция Старый Оскол на трёхверстовой карте 1919 года. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе Набокино. Участок Касторная-Новая - Старый Оскол в районе Набокино.
Район станции Старый Оскол.
трёхверстовая карта, изданная в 1919 году
Район рзд. Набокино.
карта масштаба 1:100 000 на конец 1930-х годов
Район о.п. Набокино.
карта масштаба 1:50 000 на конец 1990-х гг.
Участок Касторная-Новая - Старый Оскол. Казарма на 592-м километре.
Железнодорожная казарма на 604-м километре.
довоенное фото (на дату снимка – 592-й километр)

Год открытия остановочного пункта 604 км неизвестен. На трёхверстовой карте, изданной в 1919 году, в данной точке обозначена железнодорожная казарма, а на предвоенной топографической карте – железнодорожная будка. По фамилии путевого обходчика Майсюка Самуила Фомича, проживавшего здесь в начале XX века, будка в народе именовалась Майсюковой. 31.01.1943 в этом месте 17 советских бронебойщиков приняли неравный бой с германско-венгерской колонной, прорывавшейся в Старый Оскол.

Впервые остановочный пункт фигурирует под названием о.п. 592 км в составе Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги на схеме 1962 года[2].

В дальнейшем, в связи с изменением отсчёта километража на участке Касторная-Новая – Старый Оскол, остановочный пункт поменял своё наименование на пл. 604 км.

03.08.1968 работниками Старооскольской дистанции пути около платформы был установлен памятник тринадцати воинам-бронебойщикам, павшим в бою 31.01.1943.

Остановочный пункт не обозначен на топографической карте 1982 года. Начиная с 1990 года[3], он также перестаёт отображаться в официальных схемах МПС, однако присутствует на более поздних топографических картах под названием Набокино. Возможно, что на какой-то период остановочный пункт закрывался, а после повторного открытия унаследовал данное наименование от закрытого к этому времени соседнего о.п. Набокино. В современных расписаниях остановочный пункт указан, как о.п. 604 км.

В 1998 году участок Касторная-Новая – Старый Оскол был электрифицирован переменным током напряжением 25 кВ.

Платформы остановочного пункта наблюдаются на всех доступных автору сайта спутниковых снимках, начиная с фотографии от 03.12.2003.

01.07.2010 участки Елецкого отделения Юго-Восточной железной дороги вошли в состав Белгородского региона ЮВЖД.

Наличие остановочного пункта (платформы) 604 км на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
остановочного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Касторной-Новой Старого Оскола
1962 [2] о.п. 592 км Елецкое отделение Юго-Восточной железной дороги 59 6
1968 [4] пл. 604 км
1975 [5]
1990 [3]
1999 [6]
2005 [7]


Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.

[2] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[3] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[4] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[5] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[6] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[7] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на май 2005 года) – ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2005.