государственный флаг России

Станция Клюква

(Курская область)
государственный флаг России
Название Клюква
Регион Курская область
Год открытия 1940
Код ЕСР 437507
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
Участок Курск – Сараевка (544км 4пк)
Прилегающие
перегоны
Курск – Клюква
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Клюква – Конарево
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Клюква расположена в одном километре к северу от посёлка Клюквинский Курского района Курской области на 544-м километре линии Курск – Сараевка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Курск и Конарево, электрифицированные постоянным током 3 кВ. Станция поперечного типа, имеет 3 пути: I-й, II-й и 4-й (все электрифицированы). Между II-м и 4-м путями – низкая островная пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной 200 метров. Ещё одна низкая асфальтированная платформа расположена сбоку от I-го пути, там же находится одноэтажное пассажирское здание. К 4-му пути примыкают подъездные пути войсковой части № 42699 и квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ), договоры на эксплуатацию этих подъездных путей необщего пользования в настоящее время расторгнуты. Станция оборудована электрической централизацией.

Схематический план станции Клюква по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Клюква по состоянию на 2013 год.
путевое развитие актуально на 25.10.2016 (по данным спутникового снимка)

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Фрагмент трёхверстовой карты начала XX века с окрестностями Курска
Фрагмент карты начала XX века с окрестностями Курска
железные дороги нанесены по съёмкам 1873-74-75-94 и 99 гг.

Считается, что раздельный пункт Клюква был открыт в 1915 году[2], однако впервые блок-пост Клюква Южной железной дороги появляется только на схеме 1940 года[3]. На трёхверстовой карте начала XX века при железной дороге в данном месте обозначена будка.

С 04.10.1946 блок-пост Клюква вошёл в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Наличие раздельного пункта Клюква на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Ржавы
1940 [3] Бл.-п. Клюква 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги 8 71
1943 [4] Клюква Южная железная дорога 7
1944 [5] Бл.-п. Клюква Южная железная дорога 8 58
1945 [6]
1948 [7] Бл.-п. Клюква Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [8] Клюква
1955 [9] Клюква Белгородское отделение Южной железной дороги 7 59
1962 [10]
1968 [11]
1975 [12]
1990 [13]
1999 [14] Клюква Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45780)[2]:
• продажа билетов на поезда местного и дальнего следования без багажных операций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[2] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[3] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[4] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[5] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[10] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[11] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[12] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[14] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.