государственный флаг России

Станция Полевая

(Курская область)
государственный флаг России
Название Полевая
Регион Курская область
Год открытия 1869
Код ЕСР 437403
Статус Промежуточная станция 5-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Курск – Сараевка (563км 8пк)
Прилегающие
перегоны
Конарево – Полевая
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Полевая – Шумаково
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Современное состояние

Станция Полевая расположена в одноимённой деревне Курского района Курской области на 563-м километре линии Курск – Сараевка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 5-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Конарево и Шумаково, электрифицированные постоянным током 3 кВ. Станция поперечного типа, имеет 6 путей: 3-й, I-й, II-й, 4-й, 6-й и 10-й (все электрифицированы). Судя по нумерации путей и межпутевому расстоянию раньше имелся 8-й путь, в настоящее время разобранный. Кроме того, отсутствие стрелок с номерами 2 и 4 говорит о том, что в прошлом в чётной горловине между главными путями находился (или предполагался к сооружению) ещё один съезд. Между I-м и II-м путями – низкая островная пассажирская платформа длиной около 200 метров, 150 метров из которых имеют покрытие из железобетонных плит, уложенных в 2010-х гг. Ещё одна низкая платформа длиной свыше 200 метров, выполненная из железобетонных плит, расположена сбоку от 3-го пути, там же находится одноэтажное пассажирское здание. К 3-му пути примыкает подъездной путь нефтебазы, к 10-му пути  – два тупика тяговой подстанции Белгородской дистанции электроснабжения. Станция оборудована электрической централизацией.

Схематический план станции Полевая по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Полевая по состоянию на 2013 год
путевое развитие актуально на 25.10.2016 (по данным спутникового снимка)

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа;
• пр/выд. повагонных отправок грузов (откр. площ.);
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа.

Историческая справка

Станция Полевая была открыта с момента завершения строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 1869 году, она была расположена на 26-й версте от Курска.

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[1]: „Станция эта принадлежит к разряду 4-го класса, не имеет существенного значения ни в торговом, ни в техническом отношении.“

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Полевая вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Наличие станции Полевая на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Ржавы
1918 [2] Полевая ?
1936 [3] Полевая Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 27 50
1937 [4] Полевая железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [5] Полевая 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги 27 51
1943 [6] Полевая Южная железная дорога 27
1944 [7] Полевая Южная железная дорога 27 39
1945 [8]
1948 [9] Полевая Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [10]
1955 [11]
1962 [12]
1968 [13]
1975 [14]
1990 [15]
1999 [16] Полевая Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45770):
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[17]

Использованные источники

[1] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.

[2] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.