государственный флаг России

Станция Солнцево

(Курская область)
государственный флаг России
Название Солнцево
Прежние названия Никольская
Регион Курская область
Год открытия 1869
Код ЕСР 437206
Статус Промежуточная станция 4-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 04.10.1946 Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Курск – Сараевка (591км 6пк)
Прилегающие
перегоны
Шумаково – Солнцево
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Солнцево – Сараевка
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Современное состояние

Станция Солнцево расположена в одноимённом посёлке городского типа Солнцевского района Курской области на 591-м километре линии Курск – Сараевка. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 4-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Шумаково и Сараевка, электрифицированные постоянным током 3 кВ.

Станция полупродольного типа, имеет 6 электрифицированных путей: 5-й, 3-й, I-й, II-й, 4-й и 6-й (тупиковый). Отсутствие стрелок с номерами 10 и 12 говорит о том, что в прошлом в чётной горловине находился (или предполагался к сооружению) ещё один съезд (вероятно между главными путями). Между I-м и II-м путями – низкая островная пассажирская платформа с асфальтированным покрытием длиной около 200 метров, 150 метров из которых после 2012 года были покрыты железобетонными плитами. Также сбоку от II-го пути расположена ещё одна асфальтированная платформа длиной около 220 метров, 120 из которых после 2012 года прошли реконструкцию с установкой поручней и железобетонных плит, там же находятся одноэтажные пассажирское здание (площадь внутренних помещений 302,2 кв. м) и здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 124,2 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост.

Вдоль 5-го пути расположены пакгауз и грузовые платформы, в том числе высокая, также к этому пути примыкают подъездные пути ЗАО «ДЭП» и ООО «Аграрник» (договоры на эксплуатацию этих подъездных путей необщего пользования в настоящее время расторгнуты), подъездной путь ОАО «Курсктоппром» и два тупика Белгородской дистанции электроснабжения (ЭЧ-12): тяговой подстанции и стоянки аварийно-восстановительных дрезин (автомотрис). К 6-му пути примыкают подъездные пути ООО «Агро Терра Элеваторы».

Станция оборудована электрической централизацией. По главным путям установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Кривецкая.

Схематический план станции Солнцево по состоянию на 2013 год
Схематический план станции Солнцево по состоянию на 2013 год
путевое развитие актуально на 08.08.2015 (по данным спутникового снимка)

Производимые коммерческие операции (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• продажа пасс. билетов; прием, выдача багажа;
• пр/выд. повагонных отправок грузов (откр. площ.);
• пр/выд. поваг. и мелк. отправок (подъездн. пути);
• пр/выд. повагонных отправок грузов (крытые склады).

Параграфы (по данным сайта ОАО «РЖД»):
• приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций;
• приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования;
• приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.

Коммерческие операции/параграфы (по данным сайта tr4.info):
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
• Прием и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
• Прием и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.
• Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа.

Историческая справка

Станция была открыта под наименованием Никольская с момента завершения строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги в 1869 году, она была расположена на 52-й версте от Курска.

В 1885 году станция была переименована в Солнцево.

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

Описание из «Иллюстрированного спутника по Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороге»[1]: „Непосредственно за селом следует станция 3 класса Солнцево, бывшая Никольская и получившая свое название от некоего Д. Д. Солнцева. Солнцево принадлежит к числу бойких и торговых станций, благодаря своему положению в населенной местности, на пути большой дороги из Тима в Корочу.“

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Солнцево вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Солнцево установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

Наличие станции Солнцево на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Ржавы
1918 [2] Солнцево ?
1936 [3] Солнцево Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 56 22
1937 [4] Солнцево железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [5] Солнцево 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги 55 23
1943 [6] Солнцево Южная железная дорога 55
1944 [7] Солнцево Южная железная дорога 55 11
1945 [8]
1948 [9] Солнцево Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [10]
1955 [11]
1962 [12]
1968 [13]
1975 [14]
1990 [15]
1999 [16] Солнцево Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45770):
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками открытого хранения на местах общего пользования;
• приём и выдача грузов повагонными отправками складского хранения;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.[17]

Использованные источники

[1] Иллюстрированный спутникъ по Курско-Харьково-Севастопольской желѣзной дорогѣ – Харьковъ: Изданiе Управленiя Курско-Харьково-Севастопольской жел. дороги, 1902.

[2] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[3] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[4] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[5] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[6] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[8] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[9] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[12] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[13] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[14] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[15] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[16] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.

[17] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.