государственный флаг России

Станция Беленихино

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Беленихино
Прежние названия Разъезд № 5
Регион Белгородская область
Год открытия 1869
Код ЕСР 435408
Статус Промежуточная станция 3-го класса
Принадлежность ОАО «Российские железные дороги»
Юго-Восточная железная дорога
Белгородский регион
до 01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
до 03.1992 Белгородское отделение Южной железной дороги
до 1946 года Южная железная дорога
до 1937 года Железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
до 19.07.1936 Московско-Курская железная дорога
до 1935 года Южная железная дорога
до 01.02.1934 Южные железные дороги
до 01.01.1907 Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога
до 1896 года Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги
до 01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога
Участок Сараевка – Белгород (654км 6пк)
Прилегающие
перегоны
Прохоровка – Беленихино
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ),
Беленихино – Сажное
(2-путный, электрифицирован постоянным током 3 кВ).

Часть 1. Современное состояние

Станция Беленихино. Вид северной горловины в сторону Сараевки.
Станция Беленихино. Вид северной горловины в сторону Сараевки. [1]
август 2013 года

Станция Беленихино расположена в одноимённом селе Прохоровского района Белгородской области на 654-м километре линии Сараевка – Белгород. По характеру выполняемой работы является промежуточной, по объёму работы относится к 3-му классу. К станции примыкают 2-путные перегоны со станций Прохоровка и Сажное, электрифицированные постоянным током 3 кВ.

Станция поперечного типа, имеет 6 путей (все электрифицированы): 7-й, 5-й, 3-й, I-й, II-й и 4-й. Между 3-м и 5-м путями – низкая пассажирская платформа длиной около 230 метров с покрытием из тротуарной плитки и небольшим павильоном из металлоконструкций с навесом. Между I-м и II-м путями – низкая пассажирская платформа длиной около 220 метров с покрытием из тротуарной плитки; в одном створе с ней сбоку от 4-го пути расположена ещё одна низкая платформа такой же длины с покрытием из тротуарной плитки. Там же находятся одноэтажное пассажирское здание (площадь внутренних помещений 216,9 кв. м) и 2-этажное здание поста ЭЦ (площадь внутренних помещений 515,7 кв. м). Над железнодорожными путями сооружён пешеходный мост с выходом на платформу между 3-м и 5-м путями.

К 5-му пути в чётной горловине примыкает вытяжной путь № 13.

Станция оборудована электрической централизацией. По II-му пути установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 100 км/час, для грузовых – 80 км/час; по I-му пути для пассажирских поездов – 90 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час. Маневровая работа, при необходимости, может производиться локомотивом и составителем поездов станций Ржава или Беломестная.

Схематический план станции Беленихино по состоянию на 2013 год.
Схематический план станции Беленихино по состоянию на 2013 год
путевое развитие актуально на 05.05.2017 (по данным спутникового снимка)

Производимые коммерческие операции (по данным Тарифного руководства № 4):
• продажа билетов на все пассажирские поезда; приём и выдача багажа не производится;
• приём и выдача грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках мест общего пользования станций;
• приём и выдача грузов на подъездных путях (путях необщего пользования) и местах необщего пользования.

Часть 2. Историческая справка

Станция Беленихино была открыта в 1869 году[3] при завершении строительства участка Курск – Белгород Курско-Харьково-Азовской железной дороги как Разъезд № 5. Он был расположен на 111-й версте от Курска.

В 1874 году разъезд получил статус полустанка, и в честь владельцев земель, прилегающих к железной дороге, стал именоваться Беленихино.

В 1879 году в Докладе Высочайше утверждённой комиссии для исследования беспорядков на полустанке Беленихино написано: „Полустанок Беленихино построен в 1874 году в счёт первой части дополнительного облигационного капитала по утверждённому типу. На полустанции нет колодца, и вода подвозится за 1,5 версты из деревни Ивановки, хотя по качеству эта вода мало пригодна для питья. В жилом доме производится ремонт. Живущие показали, что дом зимой холодный, с полу и по углам продувает. Окраска здания произведена без предварительной шпаклёвки. У 114 версты осмотренный сторожевой дом № 85 найден в исправности.“

01.11.1894 Курско-Харьково-Азовская железная дорога и Лозово-Севастопольская железная дорога были объединены в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги.

В 1896 году Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги получили наименование Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога.

01.01.1907 на основании постановления правительства Курско-Харьково-Севастопольская железная дорога и Харьково-Николаевская железная дорога были объединены в одну сеть под названием Южные железные дороги. Также были образованы Северо-Западные железные дороги.

01.02.1934 в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР № 2673 от 13.12.1933 и приказом НКПС № 499Ц от 17.12.1933 в результате разделения Южных железных дорог были образованы Южная железная дорога и Донецкая железная дорога.

В 1935 году участок Курск – Белгород с примыкающими к станции Ржава узкоколейными ветками был передан из Южной железной дороги в состав Московско-Курской железной дороги (год нуждается в уточнении).

19.07.1936 в соответствии с Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР Московско-Курская железная дорога переименована в железную дорогу имени Ф. Э. Дзержинского.

В 1937 году участок Курск – Белгород был возвращён в состав Южной железной дороги.

С 04.10.1946 станция Беленихино вошла в состав Белгородского отделения Южной железной дороги.

В 03.1992 в связи с распадом СССР Белгородское отделение передано из Южной железной дороги в состав Юго-Восточной железной дороги.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № 944/Н от 07.10.2009 по главным путям станции Беленихино установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 120 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

01.07.2010 Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги преобразовано в Белгородский регион ЮВЖД.

В 2011 году завершено строительство низкой пассажирской платформы между 3-м и 5-м путями и пешеходного моста из пролётных металлических строений на железобетонных опорах (схема моста – 2×29,25 м, длина моста – 61,71 м, длина моста с тремя поперечными сходами – 157,16 м). На случай дальнейшего расширения станции под мостом оставлено место ещё для двух путей.

Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги № ЮВОСТ-205 от 12.07.2016 по главным путям станции Беленихино установлена допускаемая скорость для пассажирских поездов – 120 км/час, для грузовых – 80 км/час; по боковым приёмо-отправочным путям – 40 км/час.

Наличие раздельного пункта Беленихино на схемах железных дорог:

Год издания
схемы
Наименование
раздельного пункта
Принадлежность Тарифное расстояние (км) от
Курска Сараевки Ржавы Белгорода
1918 [5] Беленихино раз. ?
1936 [6] Беленихино Курское отделение службы движения железной дороги имени Ф. Э. Дзержинского 40 42
1937 [7] Беленихино железная дорога имени Ф. Э. Дзержинского
1940 [8] Беленихино 1-е Белгородское отделение службы движения Южной железной дороги
1943 [9] Беленихино Южная железная дорога 118
1944 [10] Беленихино Южная железная дорога 52 41
1945 [11]
1948 [12] Беленихино Белгородское отделение Южной железной дороги
1952 [13]
1955 [14]
1962 [15] Беленихино Белгородское отделение Южной железной дороги 40 42
1968 [16]
1975 [17]
1990 [18]
1999 [19] Беленихино Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги

Выполняемые коммерческие операции по состоянию на 1981 год (код ЕСР – 45650)[3]:
• приём и выдача багажа и продажа билетов на поезда местного и дальнего следования;
• приём и выдача грузов на подъездных путях.

Использованные источники

[1] Сайт http://www.google.ru/maps/.

[2] Тарифное руководство № 4 по данным сайта Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

[3] Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР: Справочник. В двух книгах. – М.: Транспорт, 1981.

[4] Сайт Пресс-Центра ОАО «Российские железные дороги».

[5] Железные дороги России – Издание общества «Картографическое заведение А. Ильина», 1918.

[6] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1936.

[7] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Транскартография НКПС, 1937.

[8] Альбом схем железных дорог СССР по данным на 1 января 1940 – М.: Транскартография НКПС, 1940.

[9] Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР (по состоянию на 1 июня 1941 года, для служебного пользования) – Военное издательство Народного комиссариата обороны, 1943.

[10] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1944.

[11] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Трансжелдориздат, 1945.

[12] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Союзтранспроект, 1948.

[13] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство путей сообщения, Главтранспроект, 1952.

[14] Альбом схем железных дорог СССР – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1955.

[15] Атлас схем железных дорог СССР (по состоянию на 1 июня 1961 года) – М.: Министерство транспортного строительства, Главтранспроект, 1962.

[16] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 ноября 1967 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1968.

[17] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на 1 января 1975 года, для служебного пользования) – М.: Министерство путей сообщения, 1975.

[18] Атлас железных дорог СССР (по состоянию на октябрь 1989 года, для служебного пользования) – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1990.

[19] Атлас схем железных дорог государств-участников СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии (по состоянию на декабрь 1998 года) – Омская картографическая фабрика Роскартографии, 1999.