государственный флаг России

Станция Совхозная (закр.)

(Белгородская область)
государственный флаг России
Название Совхозная
Регион Белгородская область
Год открытия 1969
Код ЕСР
Статус Промышленная станция (закрытая)
Принадлежность
до 2013 года Троицкое ОАО «Концкорма»
до 15.07.1996 Троицкое АООТ «Концкорма»
до 02.11.1992 Троицкий комбикормовый завод
Участок Мясокомбинат – Совхозная (6км 5пк)
Прилегающие
перегоны
Кварцитная – Совхозная
(1-путный, разобранный).

Современное состояние

Описание составлено 29.12.2019 по фотографиям от 11.03.2017 и спутниковому снимку от 15.10.2019.

Станция Совхозная Троицкого ОАО «Концкорма» располагалась в 2,5 км к югу-востоку от посёлка Троицкий Губкинского района Белгородской области вдоль автодороги Р190 Лукьяновка – Тим на 6-м километре линии Мясокомбинат – Совхозная (г. Губкин – п. Троицкий). Станция являлась тупиковой, к ней примыкал 1-путный неэлектрифицированный перегон с маневрового района Кварцитная ОАО «Комбинат КМАруда» (маневровый район Мясокомбинат, через который раньше проходил перегон, прекратил своё существование примерно в 2006 году).

К 2013 году станция Совхозная была разобрана. В настоящее время сохранились станционные постройки (здание поста ЭЦ, будка оператора вагонных весов и др.) и отдельные элементы верхнего строения пути. Из напольных устройств СЦБ в 09.2018 ещё можно было наблюдать два мачтовых маневровых светофора (М9 и один светофор неустановленного обозначения на территории комбикормового завода).

Станция Совхозная. Нечётная горловина. Вид в сторону комбикормового завода. Станция Совхозная. Нечётная горловина. Чудом уцелевший маневровый светофор М9.
Нечётная горловина.
Вид в сторону комбикормового завода. [1]
Через ворота на территорию завода были заведены пути.
11.03.2017
Нечётная горловина.
Чудом уцелевший маневровый светофор М9. [1]
11.03.2017
Станция Совхозная. Вид в сторону комбикормового завода. Станция Совхозная. Вид в сторону комбината «КМАруда».
Вид в сторону комбикормового завода. [1]
Кирпичная будка – рабочее место оператора вагонных весов.
11.03.2017
Чётная горловина.
Вид в сторону комбината «КМАруда». [1]
11.03.2017

В Яндекс-расписании сведений об останавливающихся пассажирских поездах нет.

Историческая справка

Схема ж.д. путей Губкинского ЖДЦ комбината «КМАруда».
Схема железнодорожных путей Губкинского желдорцеха
комбината «КМАруда» по состоянию на 1963 год.
Синим цветом обозначены пометки, добавленные на схему шариковой ручкой.

Год открытия станции Совхозная неизвестен. Можно предположить, что железная дорога к современному местоположению посёлка Троицкий была проложена во второй половине 1960-х годов, когда было принято решение создать в Губкинском районе Белгородской области специализированное хозяйство по выращиванию свиней на промышленной основе. Железная дорога должна была обеспечить строительство и эксплуатацию свинокомплекса.

На схеме путей Губкинского железнодорожного цеха комбината «КМАруда» 1963 года ответвление на свинооткормочный комбинат обозначено пунктиром. По-видимому, именно в этот период велось проектирование или строительство данной железнодорожной ветки.

В 1969 году началось строительство комплекса по откорму ста тысяч свиней в год, который был сдан в эксплуатацию в 09.1972. Свиноводческий комплекс был оснащён импортным оборудованием, поставку которого осуществляла итальянская фирма «Джи-Джи». Параллельно в посёлке Троицкий велось строительство комбикормового завода, который был введён в эксплуатацию в конце 1973 года под наименованием Троицкий экспериментальный комбикормовый завод. Для обслуживания этих предприятий и была построена железнодорожная станция Совхозная, по-видимому, обязанная своим названием совхозу «Губкинский», в состав которого входил свинокомплекс. Принадлежность станции нуждается в уточнении: она могла принадлежать как совхозу, так и комбикормовому заводу. Впрочем, в 2000-х годах оба предприятия вошли в одну группу компаний «Губкинагрохолдинг».

Первые личные наблюдения станции Совхозная автором сайта относятся к 1983 году, через несколько лет удалось побывать также в помещении поста электрической централизации. Станция имела четыре сквозных пути с полезной длиной около 300 метров: I-й, 2-й и 3-й пути являлись приёмо-отправочными, 4-й путь был оборудован вагонными весами. К чётной горловине станции примыкал 1-путный неэлектрифицированный перегон со станции Кварцитная (так было обозначено на пульте-табло поста ЭЦ) комбината «КМАруда», проходящий через маневровый район Мясокомбинат. Предположительно, перегон был оборудован полуавтоматической блокировкой. В нечётной горловине станции находились пять тупиковых путей, ведущих на территорию комбикормового завода непосредственно к цехам и котельной.

Управление всеми стрелками и светофорами осуществлялось при помощи электрической централизации. Одноэтажное здание поста ЭЦ находилось в нечётной горловине со стороны 2-го пути. С этой же стороны от железнодорожного полотна в чётной горловине располагались ещё два небольших кирпичных строения (возможно, бывший стрелочный пост и помещение для приёмосдатчика). Сбоку от 4-го пути находилась кирпичная будка оператора вагонных весов.

Вагоны в адрес комбикормового завода прибывали на станцию Губкин-Грузовой Южной железной дороги, откуда доставлялись на Совхозную локомотивами комбината «КМАруда» (тепловозы серии ТЭМ1 и ТЭМ2). Маневровая работа на станции и тупиках завода выполнялась 3-осным тепловозом ТГМ, принадлежавшим комбикормовому заводу и не имевшим права выезда на пути МПС.

Схематический план станции Совхозная по состоянию на середину 1980-х гг.
Схематический план станции Совхозная по состоянию на середину 1980-х годов.
составлен автором сайта

К 2010 году станция уже не использовалась, хотя светофоры продолжали работать. К весне 2013 года все пути были окончательно разобраны.

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.