Перегон Чаплыжное - Губкин. Тепловоз ТЭП70БС со скорым поездом № 0124В Белгород - Новосибирск Гл.

Перегон Чаплыжное – Губкин.
Выемка в районе села Заломного.

Перегон Чаплыжное - Губкин. Маневровые тепловозы ЧМЭ3-1831 и ЧМЭ3-2967.

Данная поездка состоялась совершенно спонтанно. Проснувшись воскресным утром 21.07.2019 на даче у родителей, мне пришла в голову мысль: «А не съездить ли на железную дорогу, чтобы сфотографировать поезд Белгород – Новосибирск?» По прямой от дачи до железнодорожной линии Сараевка – Старый Оскол была всего пара километров, но я решил поехать к выемке в районе села Заломного, где с учётом солнечного дня должны быть идеальные условия для съёмки. Это 11 километрах на автомобиле. Итак, со станции Чаплыжное поезд отправляется в 11.33. В выбранном мной месте он будет ещё минут через 5-7, так что времени у меня не так много. Жаль, что из фотогаджетов в моём распоряжении только планшет Apple iPad Pro и мобильный телефон Samsung S6, но ничего не поделаешь... В дорогу!

Проезжая мимо станции Чаплыжное, замечаю грузовой поезд, прибыший со стороны Губкина во главе с тепловозом 2ТЭ116 в корпоративной окраске. Сначала испытываю чувство досады, что не заставил себя выехать пораньше, ибо заветная выемка находится на перегоне Чаплыжное – Губкин, который товарняк уже миновал. Однако разочарование длилось недолго, поскольку всё равно положение солнца исключало возможность качественной съёмки поездов, идущих в этом направлении.

Ещё несколько минут, и вот впереди неохраняемый переезд, где автодорога пересекается с линией Сараевка – Старый Оскол на 49-м километре. Бросаю на обочине машину и быстрым шагом иду к железке.

Перегон Чаплыжное - Губкин. Неохраняемый переезд на 49-м километре. Вид в сторону ст. Губкин. Перегон Чаплыжное - Губкин. Неохраняемый переезд на 49-м километре. Вид в сторону ст. Чаплыжное.
Переезд на 49-м километре. Вид в сторону ст. Губкин. [1] Переезд на 49-м километре. Вид в сторону ст. Чаплыжное. [1]

Чтобы добраться до нужной точки, мне необходимо пройти от переезда метров триста в сторону станции Чаплыжное, где начинается глубокая выемка, сочетающаяся с кривой небольшого радиуса. Надо отметить, что эта выемка намного моложе железной дороги Сараевка – Старый Оскол, построенной в кратчайшие сроки в суровом 1943 году (с краткой историей строительства «Дороги мужества» можно ознакомиться здесь), и появилась только в начале 1980-х годов во время масштабной реконструкции линии. Одновременно с укладкой второго пути было принято решение спрямить в данном месте петлеобразную трассу железной дороги, для чего и пришлось прорыть эту выемку. В результате линия укоротилась более чем на километр. Старая однопутная насыпь пролегает в некотором удалении от действующей железной дороги. В настоящее время она сильно заросла кустарником и деревьями и почти на всём своём протяжении изрыта энтузиастами чёрной археологии, пытающимися отыскать там военный антиквариат.

А вот в качестве наглядного подтверждения данной истории – не совсем обычный километровый знак. Чтобы не менять устоявшийся километраж, работники железной дороги просто убрали на данной линии 48-й километр! За 47-м километром сразу следует 49-й, который, кстати, стал тоже урезанным: вместо десяти пикетов в нём только восемь.

Перегон Чаплыжное - Губкин. Километровый знак 47/49. Перегон Чаплыжное - Губкин. Километровый знак 47/49.
Километровый знак «47/49». Вид в сторону ст. Губкин. [1] Километровый знак «47/49». Вид в сторону ст. Чаплыжное. [1]

Перегон Чаплыжное - Губкин. Выемка на 47-м километре.
Выемка на 47-м километре. Вид в сторону ст. Чаплыжное. [1]

Идя вдоль кривой, оцениваю по направлению своей тени, где солнечные лучи позволят снять поезд, идущий от Чаплыжного, при наилучшем освещении. Стоп! Пожалуй достаточно. Взобравшись по откосу вверх, любуюсь красотой пейзажа. Судя по топографической карте, глубина этой выемки достигает 12 метров. Достаю планшет и делаю несколько пробных снимков. До подхода скорого поезда остались считанные минуты. Ближайшие ко мне стыки рельсов пару раз издали невнятные звуки, свидетельствующие о близости состава. Ещё через минуту зазвенела сигнализация на переезде. Идёт поезд! Смотрю на часы: что-то рановато он...

В это время отчётливо слышу шум локомотива справа, со стороны Губкина, откуда я вовсе и не ждал ничего, учитывая, что совсем недавно оттуда прошёл товарняк. В голове сейчас вертятся два пожелания: чтобы приближающийся локомотив шёл резервом, иначе его придётся фотографировать в не совсем удобном ракурсе относительно солнца; и чтобы он успел проехать до появления скорого поезда, который закроет дальний от меня путь перегона. Отсутствие долгого перестука колёсных пар вселяет в меня надежду, что это всё-таки резак. Оказалось не совсем так, как я желал, но грех пенять на судьбу: на переезд вылетела сплотка из двух ЧМЭ3, отчаянно дымя дизельным выхлопом перед подъёмом. Впрочем, слово «вылетела» скорее относится к метафоре, так как ограничение скорости на всём протяжении перегона Чаплыжное – Губкин составляет всего 60 км/час.

Делаю серию кадров, на которых остались запечетлены чехословацкие маневровые тепловозы в корпоративной расцветке. К сожалению, я несколько переоценил возможности планшета по разрешению. Тем не менее, «яблочный» гаджет позволил распознать серийные номера «чмух». В голове был ЧМЭ3-1831, надпись на кабине которого свидетельствовала о принадлежности локомотива к ТЧЭ-1 Белгород-Курский. Вторым шёл ЧМЭ3-2967. На передней верхней части капота красовалась подпись «ВОРОНЕЖ», зато на кабине не удалось обнаружить ничего, кроме серийного и 8-значного номеров.

Перегон Чаплыжное - Губкин. Маневровые тепловозы ЧМЭ3-1831 и ЧМЭ3-2967. Перегон Чаплыжное - Губкин. Маневровые тепловозы ЧМЭ3-1831 и ЧМЭ3-2967.
Маневровые тепловозы ЧМЭ3-1831 и ЧМЭ3-2967. [1] Маневровые тепловозы ЧМЭ3-1831 и ЧМЭ3-2967. [1]

Не прошло и минуты после исчезновения сплотки за поворотом кривой, как со стороны Чаплыжного показался пассажирский состав. Он шёл почти беззвучно, профиль пути позволял машинисту вести поезд на холостых оборотах дизеля. Только перед соответствующим знаком ТЭП70БС-213 прогудел тифоном, предупреждая автомобилистов о приближении к переезду. Солнце било машинисту прямо в глаза, поэтому его солнцезащитный щиток был по максимуму сдвинут вниз.

Перегон Чаплыжное - Губкин. Тепловоз ТЭП70БС со скорым поездом № 0124В Белгород - Новосибирск Гл. Перегон Чаплыжное - Губкин. Тепловоз ТЭП70БС со скорым поездом № 0124В Белгород - Новосибирск Гл.
Тепловоз ТЭП70БС-213 со скорым поездом
№ 0124В Белгород – Новосибирск Гл. [1]
Тепловоз ТЭП70БС-213 со скорым поездом
№ 0124В Белгород – Новосибирск Гл. [1]

Несколько смутила надпись «ТЧЭ-7 Барнаул» на борту тепловоза. Как он оказался здесь, в 3-х тысячах километров от депо приписки? Уже дома я пробил, что этот локомотив только в январе 2019 года был передан в ТЧЭ-14 Елец-Северный. По-видимому, деповчане отложили перекраску надписи до ближайшего удобного случая. Между тем, последний вагон поезда отстучал по стыкам, поезд прошёл переезд, продолжив свой длинный путь до Новосибирска. Вагоны я не считал, но их было не менее 12-15 штук.

Ждать следующий поезд на этом участке равносильно лотерее: может пройти через 15 минут, а можно прождать безрезультатно часа полтора-два. Поэтому возвращаюсь к машине.

На этом можно было бы и закончить данное повествование, но рассказ был бы не полным без описания заезда на станцию Чаплыжное. Я уже был там два года назад, поэтому сейчас преследовал только одну цель: попытаться сфотографировать старую водонапорную башню как можно в лучших условиях. Свернув в селе Долгом в неприметный переулок, где едва могут разъехаться две машины, я переезжаю по неохраняемому переезду подъездной путь к элеватору и оказываюсь с обратной стороны пассажирского здания. Между подъездным путём и зданием находится водонапорная башня из красного кирпича. Поодаль, у нечётных выходных светофоров замечаю одинокий 2ТЭ116 в корпоративной окраске. Понадеявшись, что он в ближайшие пять минут никуда не денется, я фотографирую башню. Освещение контровое, поэтому даже с учётом скрывшегося за тучку солнца снимок откровенно не получился. Придётся обойти башню, чтобы снять её по солнцу. Двигаюсь по подъездному пути, ведущему на элеватор ООО «Нежеголь-Агро». Судя по накату на рельсах, им достаточно активно пользуются.

Станция Чаплыжное. Водонапорная башня. Станция Чаплыжное. Подъездной путь ООО «Нежеголь-Агро».
Водонапорная башня. [1] Подъездной путь к элеватору ООО «Нежеголь-Агро». [1]

В просвете между зданиями обнаруживается зелёный ЧМЭ3, коптивший небо перед постом ЭЦ. Увидеть одновременно два локомотива на этой малодеятельной станции 5-го класса – редкостный случай! Не успеваю порадоваться этой удаче, как 2ТЭ116, словно стремясь поскорее восстановить нарушенный баланс, неожиданно набирает обороты и уходит на перегон в сторону Губкина, пройдя всего в 10 метрах от оставленной мною машины. Я даже не разглядел его номер! Ничего не остаётся, как плюнув с досады, напомнить себе, что башня стоит как минимум лет 50 на этом месте и уж точно никуда бы не делась, а вот локомотивам присуща некоторая мобильность. Поэтому впредь надо быть умнее.

Снова фотографирую башню. К освещению теперь претензий нет, но ракурс оставляет желать лучшего, поскольку вся нижняя часть кирпичного строения скрыта с этой стороны густой зеленью. Придётся выбрать время и приехать сюда в другое время суток или вообще осенью, когда облетит листва. Водонапорная башня выглядит достаточно старой, хотя и вряд ли она была построена одновременно с железной дорогой Сараевка – Старый Оскол. Первоначально на линии было лишь два пункта водоснабжения, скорее всего на станциях Кривецкая и Осколец. Чаплыжное имело в то время статус разъезда, поэтому скорее всего водонапорная башня появилась позже, в 1950-е или 1960-е годы.

Возвращаюсь к пассажирскому зданию, чтобы сфотографировать ЧМЭ3. Освещение не айс, но снимок тем не менее сделан. Чтобы снять тепловоз по солнцу, пришлось бы подойти к самым окнам поста ЭЦ. А из опыта прошлого посещения станции я помню, что ДСП тут очень бдительные и сразу же начинают задавать вопросы на предмет наличия разрешения на фотосъёмку. Ну об этом как-нибудь в другой раз...

Станция Чаплыжное. Водонапорная башня. Станция Чаплыжное. Маневровый тепловоз ЧМЭ3-3817.
Водонапорная башня. [1] Маневровый тепловоз ЧМЭ3-3817. [1]

На этом буду заканчивать свой рассказ. После удачных фотографий на выемке посещение станции Чаплыжное не вызвало у меня удовлетворения. Ни одного мало-мальски качественного снимка! Поэтому общее впечатление от поездки оказалось несколько смазанным, хотя первоначальная задача сфотографировать поезд Белгород – Новосибирск была успешно выполнена.

Использованные источники

[1] Фотография автора сайта.