государственный флаг России

ТРА ст. Формачёво (Приложение 9)
Челябинского отделения Южно-Уральской железной дороги

государственный флаг России
  “Утверждаю“
Заместитель начальника службы
перевозок Ю.У.Ж.Д. по
Челябинскому региону
Тюрин В. Е.
10.06.99.
Местная инструкция
«О порядке действий работников станции
в аварийных ситуациях с опасными грузами.»
 
1.0. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Аварийная ситуация – условия, отличные от условий нормальной перевозки грузов, связанные с загоранием, утечкой, просыпанием опасного вещества, повреждением тары или подвижного состава с опасным грузом, которые могут привести или привели к взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей или животных, опасным последствиям для природной Среды, а также случаи, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Действия работников станции и привлеченных формирований при возникновении аварийной ситуации должны быть максимально оперативными, соответствовать характеру и масштабам аварийной ситуации и проводиться с учетом свойств грузов с соблюдением мер безопасности и профилактики, предусмотренных «Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при проверке их по железным дорогам», введенными в действие в 1998 году, и «Правилами перевозок опасных грузов».

Основные формы проявления транспортной опасности грузов, конкретные меры безопасности и предосторожности, а также необходимые действия приведены в групповых или индивидуальных Аварийных карточках Правил безопасности.

Алфавитный указатель Правил безопасности содержит наименование опасных грузов с указанием для каждого груза соответствующего номера аварийной карточки. Если по какой либо причине точное наименование груза установить не удалось, но известен номер ООН груза, то номер аварийной карточки следует определять по положению № 4.2. Правил безопасности. При отсутствии наименования и номера ООН груза следует руководствоваться предписаниями приложения 5 Правил безопасности.

К перевозке опасных грузов допускаются локомотивные бригады, прошедшие обязательный инструктаж, соответствующий допуск, снабжение средствами индивидуальной защиты.

Для ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами привлекаются восстановительные, пожарные поезда, аварийно-восстановительные летучки энергохозяйства, связи и водоснабжения, направляемые к месту происшествия в порядке, действующем на железнодорожном транспорте. Кроме того, для ликвидации последствий аварийной ситуации с опасными грузами привлекаются силы и средства грузоотправителя (грузополучателя), которые после получения сообщения от железной дороги должны быть немедленно направлены к месту происшествия таким видом транспорта, который обеспечил бы прибытие их в возможно короткий срок, а также в соответствии с планами взаимодействия и решением начальника дороги привлекаются специалисты газоспасательных, горноспасательных и др. аварийных служб региона, близлежащих предприятий, пожарные подразделения населенных пунктов и объектов с необходимыми для ликвидации аварийной ситуации средствами и техникой.

К ликвидации последствий аварийных ситуаций привлекаются невоенизированные формирования и воинские подразделения, входящие в территориальную систему Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации порядком, предусмотренным двухстороним соглашением между МЧС России и МПС России.

2.0. ДЕЙСТВИЕ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ АВАРИЙНОЙ
СИТУАЦИИ С ВАГОНАМИ, ЗАГРУЖЕННЫМИ ОПАСНЫМИ ГРУЗАМИ

При возникновении аварийных ситуаций в пределах станции или на перегоне машинист локомотива сообщает об этом по поездной радиосвязи или любым другим возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурным по ближайшим станциям, ограничивающим перегон. Машинист локомотива и его помощник имеют право вскрыть пакет с перевозочными документами.

Сообщение должно включить в себя:

1. описание характера аварийной ситуации;

2. сведения о наличии пострадавших;

3. наименование опасного груза, указанное в перевозочных документах;

4. номер аварийной карточки (номер ООН груза, при наличии);

5. количество опасного груза в зоне аварийной ситуации;

6. на электрифицированных участках – сведения о необходимости снятия напряжения в контактной сети.

Информация о возникновении чрезвычайной ситуации может быть получена дежурным по станции от работников станции и других лиц.

При получении такого сообщения дежурный по станции сообщает обобщенную информацию о случившемся:
1. начальнику станции: 2-20
2. поездному диспетчеру: т. 29-47
3. управлению по делам ГО и ЧС района /города/: по тел. 6-2-66
4. ЛОВД (ОВД), НОР и др. согласно Схемы оповещения при возникновении аварийной ситуации согласно приложения 1 настоящей инструкции, после чего принимает меры, руководствуясь указаниями, содержащимися в соответствующей опасному грузу Аварийной карточке.

При отсутствии перевозочных документов следует установить групповую Аварийную карточку с аналогичными показателями транспортной опасности и характером оперативных действий при возникновении аварийной ситуации в соответствиис пунктом 1.5 Правил безопасности.

Вагоны с опасными грузами, представляющие опасность (пожары, утечки), должны быть с соблюдением мер предосторожности отведены на 9 путь станции на расстояние, указанное в Аварийной карточке, но не менее 200 метров от производственных и жилых строений, других вагонов с опасными грузами.

Возможность возобновления движения поездов и маневровой работы через территорию, подвергшуюся загрязнению в результате аварии, определяется руководителем работ после получения соответствующего заключения органов Санэпиднадзора.

III. Порядок организации тушения пожаров.

При возникновении пожара дежурный по станции должен немедленно:
Задействовать Схему оповещения при возникновении аварийной ситуации с опасными грузами.
Сообщить в противопожарную службу города (района), пожарный поезд ЛОВД (ОВД), НОР:
– наименование и количество груза в горящем и смежных с ним вагонах;:
– принятые меры по отцепке и эвакуации соседних вагонов;
– обесточиванию участков контактной сети;
– характер (вид, степень) опасности грузов, находящихся в зоне пожаров и другие необходимые сведения.
Подать заявку энергодиспетчеру о снятии напряжения в контактной сети.
Обеспечить первоочередную эвакуацию подвижного состава с опасными грузами в безопасное место.
Освободить до прибытия пожарного поезда по возможности не менее трех соседних путей от очага пожара и вывести вагоны из опасной зоны на безопасное расстояние. Организовать оцепление опасной зоны.
Силами работников станции:
– приступить к тушению пожара с использованием первичных средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты согласно указанию Аварийной карточки;
– предотвратить, по возможности, растекание легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, емкости с такими жидкостями переместить в безопасное место;
– заземлить после получения информации о снятии напряжения контактную сеть на участках работы пожарных подразделений в возможно в короткий срок.

К выполнению работ при необходимости могут быть привлечены другие работники ж.д. транспорта, прошедшие соответствующий инструктаж и оснащенные средствами индивидуальной защиты во избежание попадания ядовитых и едких веществ на слизистые оболочки и кожные покровы.

При возникновении пожара в пути следования или при перемещении радиационных упаковок на станции необходимо, по возможности, удалить их из зоны пожара в безопасное место. Тушение радиационных упаковок производится всеми средствами пожаротушения, если нет иного указания в Аварийной карточке.

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара до прибытия пожарных подразделений, спасение пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов возлагается:
– на станциях – на начальника станции, а в его отсутствие – на дежурного по станции;
– на перегонах – на машинистов (помощников) и бригады специалистов сопровождения опасных грузов.

4.0. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ ПРИ АВАРИЙНОЙ
СИТУАЦИИ С РАДИОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

При возникновении аварийной ситуации работниками железнодорожного транспорта в соответствии с положениями 2 Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам устанавливается в составе поезда наличие радиационного груза. При этом необходимо руководствоваться Аварийной карточкой, прилагаемой к перевозочным документам, либо имеющейся у дежурного по отделению (региону) ЮУЖД или у сопровождающего персонала, в которой указаны первичные действия.

Оповещение о возникающей аварийной ситуации с радиоактивными веществами производится согласно Схемы оповещения при возникновении аварийной ситуации с опасными грузами.

При радиационных транспортных авариях в пределах станции (прилегающих перегонах) следует осуществить:
– удаление из потенциально опасной зоны людей, в том числе пострадавших, на расстояние, указанное в Аварийной карточке, но не менее 100-200 метров в наветренную сторону, если другие обстоятельства не требуют большего расстояния (после уточнения радиационной обстановки расстояние изменяется в соответствии с ситуацией);
– ограждение зоны радиационной транспортной аварии предупредительными знаками и сигналами остановки в радиусе не менее 10 метров от ее внешней границы;
– прекращение прохода людей и пропуска подвижного состава через зону радиационной транспортной аварии до ликвидации аварийной ситуации. Доступ в зону радиационной транспортной аварии разрешается только для лиц, участвующих в аварийно-восстановительных работах.

В дальнейшем следует руководствоваться рекомендациями:
– для сопровождающих груз;
– специалистов ЦСЭН на ж.д. транспорте;
– территориальных служб МЧС России, осуществляющих анализ ситуации, первичное определение категории и комплекса мер по ликвидации радиационной транспортной аварии.

5.0. ПОРЯДОК МАНЕВРОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОТЦЕПКЕ АВАРИЙНОГО ВАГОНА И
ПОСТАНОВКЕ ЕГО НА ПУТЬ ОТСТОЯ СОГЛАСНО ТРА СТАНЦИИ

При необходимости отцепки аварийного вагона с течью, россыпью опасного груза дежурный по станции обязан:
– немедленно прекратить маневровые работы;
– проинструктировать составителя поездов мерам безопасности согласно Аварийной карточке, выдать средства индивидуальной защиты;
– произвести отцепку неисправного вагона и подать его на 9 путь станции с прикрытием.

Перед производством отцепки аварийного вагона составитель обязан убедится, что на аварийном вагоне отсутствуют чугунные колодки, создающие искрообразование при торможении. Если они установлены, составитель поезда обязан отключить автотормоза у аварийного и двух последующих вагонов во избежании искр при торможении состава.

По вопросам, не отраженным в настоящей инструкции, следует руководствоваться «Правилами перевозок опасных грузов», «Правилами технической эксплуатации ж.д. Р.Ф.», Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на ж.д. Р.Ф.

  Составил: начальник станции О. В. Голов